"Деловой Петербург". Газовый пузырь

Автор фото: Евгений Асмолов

Планы "Газпрома" по созданию в Петербурге и Ленобласти сети из десятка газовых автозаправок не будут выполнены: до сих пор не утверждена адресная программа строительства таких АЗС. Игроки рынка считают затею холдинга провальной и невыгодной.

Ровно год назад " Газпром " и Смольный подписали соглашение о развитии сети АЗС, где машины будут заправлять газомоторным топливом (ГМТ). В 2014 году планировалось создать 10 газовых заправок. Объем инвестиций "Газпрома" должен был составить 1 млрд рублей. Однако в компании говорят, что с момента подписания соглашения открылась только одна многотопливная АЗС (МАЗС) с компримированным природным газом (КПГ). Сколько еще МАЗС появится в городе до конца года, в компании не сообщают.

Заправочные разногласия

" Газпром " в Петербурге продвигает в основном КПГ (метан), он подходит для грузового, общественного пассажирского транспорта и спецтехники. Сжиженный углеводородный газ (СУГ, пропан) обычно используется для заправки легковых авто и микроавтобусов. У "Газпрома" есть две компании, которые занимаются газомоторным направлением: ООО "Газпром ГМТ" и ЗАО "Газпромнефть — Альтернативное топливо". Чем отличаются их функции, понять непросто. Первая, по ее данным, занимается "комплексным развитием рынка газомоторного топлива", вторая — "операционной деятельностью по реализации альтернативных видов топлива". Представленные этими компаниями сведения о развитии сети газовых АЗС различаются. В "Газпром ГМТ" сообщили, что в Петербурге работает только одна МАЗС с метаном — на Пулковском шоссе. Компания проектирует восемь автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций (АГНКС) в Петербурге и одну в Гатчине. Откроются ли новые газовые АЗС в этом году, в компаниях не уточняют. В "Газпром нефти" заявили: есть одна АГНКС (на Пулковском шоссе) и две МАЗС с КПГ (в Сестрорецке и Тосно), открывшиеся в этом году. До конца года введут в эксплуатацию МАЗС в Тихвине. В обеих компаниях отметили, что адресная программа размещения газовых АЗС разработана, но не утверждена. Ее параметры не раскрываются.

Провальная затея

Кроме " Газпрома ", АЗС с газом имеют еще несколько операторов. У "Фаэтона" их четыре. По мнению владельца ХК "Фаэтон" Сергея Снопка, газ ориентирован на ограниченный круг потребителей — общественный транспорт и спецтехнику. При этом чем беднее регион, тем охотнее в нем используют газовое топливо, потому что там в среднем эксплуатируют машины подешевле и экономия на топливе выглядит более значимой. "Когда я был в Перми, где уровень жизни ниже, чем в Петербурге, мне показалось, что газовых АЗС там больше, чем бензиновых и дизельных. В Москве у газового топлива нет перспектив", — убежден Сергей Снопок. В Петербурге газовых машин мало, дефицита в АЗС с ГМТ здесь нет.
ПТК не планирует открывать газовые заправки, так как ей это экономически неинтересно, сообщил заместитель гендиректора ЗАО "ПТК" Леонид Чурилов. Пояснить это заявление он отказался. Другие операторы пока тоже не собираются пускать газ на свои АЗС. На условиях анонимности они рассказали, что считают затею "Газпрома" провальной, так как это невыгодно автоперевозчикам. "При переходе на газ вырастают холостые пробеги до АЗС, потому что их меньше, и таким образом увеличивается расход топлива. К тому же время заправки газом в 6 раз больше, чем бензином. Плюс затраты на создание ремонтных зон под газовые машины, газохранилищ", — перечисляет минусы газа один из операторов сети АЗС. Преимущество в цене (газ на 20–30% дешевле бензина и дизеля) создано искусственно. Когда отношения России с Евросоюзом наладятся, нам придется выполнять требование вступления России в ВТО — уравнять внутренние и внешние цены на газ. Да и сегодня "Газпром" может в любой момент поднять цены на ГМТ.

Рынок газует

Некоторые участники рынка не разделяют этого пессимизма. ГК "Армада" (перевозчик стройматериалов) собирается оснастить в этом году 15–20 машин газовыми баллонами. Если дела пойдут успешно, в 2015–м к ним прибавят еще столько же. Год назад финансовый директор "Армады" Андрей Дубровин заявлял, что компания закупит 40 новых газовых тягачей. Но столько машин на рынке просто не нашлось, поясняет он. Из–за неопределенности с заправками "Армада" решила построить АЗС на своей территории и выделить газовый бизнес в самостоятельное направление.
Смольный тоже не оставляет заявленных в 2013 году намерений перевести к 2018 году половину автобусов и треть спецтехники на газ. Правда, пока ГУП "Пассажиравтотранс" закупил только 45 газовых автобусов. Как сообщили в комитете по транспорту, в этом году таких закупок больше не планируется. ОАО "Спецтранс №1" по–прежнему собирается приобрести в этом году 30 единиц спецтехники на ГМТ вдобавок к купленному в 2013–м мусоровозу.
Операторы полагают, что, если ГМТ не получит гарантированной господдержки, эта отрасль так и останется узкоориентированной, а парк газовой техники будет прирастать только за счет госпредприятий.