"Деловой Петербург". Бизнес из авторской сумочки

Автор фото: Лучинский Евгений

Предприниматель Александр Иванов решил построить семейный бизнес на основе хобби жены Любови Кургузовой, которая увлекалась пошивом авторских сумок. Теперь супруга — главный дизайнер, а Александр — гендиректор фирмы Kurguzova.

Александр Иванов и Любовь Кургузова к семейному бизнесу пришли по–разному. Любовь Кургузова по образованию художник, и изготовление авторских сумок поначалу было для нее хобби. Александр до 2008 года занимался производством фурнитуры для мебели, а новое дело решил освоить после того, как наступил экономический кризис.

Ищите малые компании

Стартового капитала у фирмы не было: Любовь Кургузова начала шить сумки для себя, затем по заказам знакомых. Позже супруги решили превратить хобби в бизнес, Любовь стала заниматься только дизайном сумок и аппликаций, а для пошива изделий предприниматели наняли сотрудника. Сейчас в компании Kurguzova работают 10 сотрудников, за месяц они выполняют около 50 заказов, средняя стоимость одного — 7–10 тыс. рублей. На одну сумку уходит 3–4 дня работы швеи (затраты на оплату труда составляют более трети себестоимости товара). Еще около 30% приходится на материалы — кожу, фурнитуру и нитки, которые закупают в Италии. Оборот фирмы — примерно 500 тыс. рублей в месяц, а рентабельность бизнеса — около 25%.
Несмотря на то что компания работает в Петербурге, большая часть заказов поступает из Москвы через интернет–магазин. "Спрос в регионах невысок не потому, что у населения низкие доходы, — уверен Александр Иванов, — просто люди привыкли менять вещи каждый сезон, а не создавать что–то индивидуальное надолго". Своих магазинов у компании нет, но предприниматели сотрудничают с двумя петербургскими бутиками. Там продают уже "серийные", а не уникальные сумки. Собственную точку продаж предприниматели планируют открыть не раньше 2015 года. Также они планируют делать коллекции для зарубежных брендов, чтобы заработать имя на международном рынке.
В развитии фирма делает ставку на продвижение бренда, а не на наращивание объемов продаж. "К сожалению, в России выставок очень мало, их почти невозможно использовать как маркетинговый инструмент, — сетует Александр Иванов, — на родине о нас узнают в основном через соцсети и блог компании". Как рассказывает предприниматель, на Западе оргкомитеты выставок сами ищут новых участников, небольшие и молодые фирмы, чтобы показать аудитории, что отрасль развивается, появляются новые имена. "В российских же выставках из года в год один и тот же набор участников", — продолжает предприниматель.

Рынок весь в столице

Объем российского рынка кожгалантереи, по оценкам экспертов, составляет около 100 млрд рублей, из них на российских производителей приходится около 20 млрд. По данным консалтинговой компании In–Con, больше всего в России производят текстильных сумок — на них приходится около 40% рынка, примерно 14% занимают сумки из натуральной, композиционной или лаковой кожи, 0,03% — сумки из пластмассы и более 45% — сумки из прочих материалов. Стоимость сумок на заказ варьируется от 8–10 тыс. до 100 тыс. рублей и более, объем рынка специалисты оценить затрудняются, но отмечают, что большая его часть приходится на Москву (не менее 60%). Среди лидеров российского рынка сумок на заказ — компании Ante Kovac, The 60`s, Diana Ulanova и другие. Ткани и фурнитуру почти все они закупают в Италии, редко — в США. Также пошивом сумок занимаются некоторые ателье и обувные салоны. Большая часть из них предлагает доставку в другие города, поэтому конкурируют компании не только внутри своего города, но и по всей стране.
Екатерина Угрюмова , совладелица магазина Sklad, рассказывает, что сумки, сшитые на заказ, часто стоят дешевле, чем аксессуары элитных брендов, а покупателей привлекает возможность сделать вещь полностью на свой вкус. "Наша аудитория — люди, которым важно, чтобы на вещи был именно тот рисунок, который они выбрали, такие сумки часто покупают в подарок", — говорит она и добавляет, что спрос на авторские изделия есть не только в Москве. "Заказы в магазин поступают в основном из Петербурга, но были клиенты даже из Норильска", — отмечает Угрюмова.