Будьте проще, и к вам потянутся

Бизнес–центры класса B и B+ активно строятся в Петербурге — семь объектов планируется завершить до конца 2014 года. Это может привести к росту доли свободных площадей, которая сейчас меньше, чем в классе А.

Сейчас в Петербурге, по данным компании ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate, насчитывается 150 бизнес–центров класса В общей площадью 767 тыс. м2 и 93 бизнес–центра класса B+ общей площадью 678,1 тыс. м2.
Больше всего бизнес–центров класса В (13,5%) расположено в Московском районе, на втором месте — Приморский район, в котором сосредоточено 12,8% бизнес–центров класса В. Далее идут Центральный район (12,5%), Невский (11,1%), Адмиралтейский (9%) и Петроградский районы (8,4%). В остальных 12 районах города концентрация бизнес–центров класса В еще менее значительна.
Бизнес–центры класса В+ преимущественно расположены в Центральном (14,4%), Василеостровском (13,8%), Приморском (13,6%) и Петроградском (12%) районах города.

Новые адреса

"Преимущественно новые бизнес–центры класса B строятся вдоль Московского пр., в Центральном районе, на Пулковском шоссе, вдоль видовых набережных", — рассказывает руководитель отдела инвестиционного развития ГК AAG Игорь Казей.
В I квартале, по данным Colliers International, было введено в эксплуатацию три бизнес–центра, самым большим из которых является БЦ класса B+ "H2O" площадью 9970 м2, построенный УК "Теорема" в Красногвардейском районе. Также введены в эксплуатацию БЦ "Лиговский 123" (2895 м2) построенный компанией "Севзапсибстрой" и БЦ "Политехнический" (2325 м2) на Гжатской ул. от компании "Максидом".
Сейчас в Петербурге строятся пять бизнес–центров класса B и два бизнес–центра класса B+. При этом в последнее время увеличилось количество строящихся крупных бизнес–центров — площадью более 10 тыс. м2. Например, на Ленинском пр. в III квартале планируется ввести БЦ Setl Center площадью 21,1 тыс. м2, а в IV квартале — БЦ "Виктория Плаза" на площади Победы площадью 22 тыс. м2. Также в 2014 году должны быть достроены бизнес–центры "Стачек 59", "Луч", "На Кушелевской дороге", "На Царскосельских холмах", "Крюммель Хаус" и др.

Место занято

Доля вакантных площадей в бизнес–центрах класса B в I квартале 2014 года составила 7,3%. По словам директора по развитию ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate Александра Веселова, за последний год — с апреля 2013 года по март 2014 года — уровень вакансии в классе В увеличился на 2,3%. Наибольший уровень вакансии в классе В (около 20%) зафиксирован в Московском и Красногвардейском районах города. Максимальная заполняемость (98%) наблюдается в Василеостровском, Калининском и Кировском районах города.
В классе В+ доля свободных площадей по итогам I квартала 2014 года составила 6,4%. С начала 2013 года этот показатель увеличился на 2,2%.
Отметим, что, по данным Colliers International, доля свободных площадей в бизнес–центрах класса А в I квартале составила 22,2%. То есть уровень вакансии значительно выше, чем в классе В. В первую очередь это обусловлено большой активностью ввода новых офисных площадей: в целом на бизнес–центры, введенные в эксплуатацию в 2012–2013 году, приходится до 50% всех свободных площадей на рынке.

Ставки не падают

По данным Astera, ставки в бизнес–центрах класса B постепенно растут. Так, за год — с I квартала 2013 года по I квартал 2014 года — они выросли на 7,6%, до 932 рублей за 1 м2. В классе B+ арендные ставки, напротив, остались на уровне начала 2013 года. Сейчас они составляют в среднем 1115 рублей за 1 м2 в месяц без НДС.
Эксперты отмечают, что в ряде бизнес–центров класса В+, расположенных в центре города, арендная ставка может быть выше, чем в бизнес–центре класса А в Московском районе.
При этом следует отметить, что более 90% всех действующих бизнес–центров сдают помещения по ставкам, установленным в рублях, поэтому скачки курсов иностранных валют, наблюдавшиеся с начала года, почти не повлияли на офисный рынок города.
Политических событий с начала года было предостаточно. Но об их влиянии на офисный рынок говорить пока рано. За прошедшие месяцы самым значимым событием на офисном рынке я бы назвал сделку по покупке бизнес–центра "Аполло" группой компаний "ЦДС". На данный момент это единственная инвестиционная сделка, состоявшаяся в этом году. Несмотря на выжидательную позицию большинства инвесторов в стагнационный на рынке период, мы считаем, что это наиболее удачное время для расширения своих инвестиционных активов. В кризис 2008 года мы выбрали именно такую стратегию и на выходе получили отличные результаты. В ситуации стагнирующей экономики в Петербурге эта сделка стала ощутимой и для рынка аренды офисов. Мы также получили нового арендатора. Компания "ФосАгро" арендовала 3,5 тыс. м2 в нашем бизнес–центре.
Дмитрий Золин
управляющий директор сети бизнес–центров "Сенатор"