"Деловой Петербург". Химчистка выросла при отелях

Автор фото: Архив "ДП"

Предпринимательница Нелли Козлова создала прачечную–химчистку, которая за 2 года сумела выйти на объемы обработки заказов более чем 100 т в месяц и получить в качестве заказчиков семь крупнейших отелей. Развитию помогли верный выбор площадки, доработка оборудования и оптимизация работы.

До 2012 года Нелли Козлова успела побывать в роли директора по развитию строительной компании, руководителя продаж крупного совхоза под Тулой, совладельца и соорганизатора первого в Петербурге детского фитнес–клуба. Обветшалую прачечную генеральный директор прачечной–химчистки "Пять звезд" вместе с супругом приобрела 2 года назад после выхода из отпуска по уходу за ребенком. За 2 года компании удалось получить более десятка крупных клиентов, для которых они силами 50 сотрудников обрабатывают до 4 т текстиля в сутки. Теперь проект планируется превратить в сетевой.

Старт

В наследство от прежних хозяев предпринимательнице досталось несколько устаревших машин, пара сотрудников и один клиент, который вскоре все равно ушел. Первым делом Нелли Козлова решила отказаться от работы в демократичном сегменте и сосредоточиться на корпоративных клиентах. Составив бизнес–план, предпринимательница начала обходить гостиницы с целью арендовать площадку. Вода и электричество в гостиницах дешевле, чем если работать в промзонах, поясняет она. В итоге такое расположение позволяет снизить цену на обработку 1 кг белья на пару рублей. "Но почти никто из отельеров не готов пускать на свою территорию сторонние предприятия, даже если выгода очевидна", — говорит владелица прачечной. После долгих поисков предприятию удалось арендовать 350 м2 в гостинице "Карелия". На старте в предприятие было вложено 15 млн рублей, при том что оборудование удалось купить с большой отсрочкой платежей. Поиск первых клиентов занял 2 месяца — их получили после проведения бесплатных тестовых стирок. Теперь компания стирает и чистит белье, скатерти, форму или одежду постояльцев для таких клиентов, как "Астория", "Англетер", "Кортъярд Марриотт Васильевский", "Домина Престиж" и др. "Теперь, когда заказчики стали приходить сами, мы приступаем к расширению. Второй объект откроем в конце года", — говорят в компании.
Спустя пару лет работы Нелли Козлова сформулировала несколько условий, помогающих в развитии бизнеса. Во–первых, эффективной оказалась доработка программного обеспечения стиральных машин. После изучения текстиля и типов наиболее частых загрязнений (например, пятна от соусов на скатертях) при помощи компании–разработчика были созданы программы под конкретных заказчиков. Вместо выбора из массы настроек работникам теперь нужно нажать одну кнопку с наименованием компании. Это помогает избежать порчи белья по причине человеческого фактора.
Во–вторых, предпринимательница начала обрабатывать 4 т белья вместо 1,6 т в сутки. Причем докупать оборудование и расширять штат не пришлось, утверждает Нелли Козлова. "К примеру, правильное положение рук работника позволяет сэкономить время. Я сама встала "к станку" с секундомером и усовершенствовала технологию работы, прописала нормативы", — говорит владелица бизнеса. Она отмечает, что, бывая за границей, договаривается о посещении местных прачечных, чтобы изучить их технологию работы, и кое–что заимствует. Среди сложностей, которые пока решить не удается, предпринимательница выделяет перебои с электричеством и подачей воды монополистами.

Рынок

На сегодня в России насчитывается около 3 тыс. прачечных и химчисток, оборот которых превышает 5 млрд рублей в год. Из них около 300 работают в Петербурге. По оценке главы компании Sartoria Антона Булычева, работа с гостиницами становится рентабельной после получения минимум пяти крупных заказчиков. "Но вне зависимости от величины и сегмента все игроки сейчас вынуждены вводить дополнительные услуги и новации. Мы, к примеру, запускаем сервис по онлайн–отслеживанию готовности сложных заказов", — говорит предприниматель. Он отметил, что до кризиса стирка 1 кг белья оценивалась в сумму до 100 рублей, а сейчас — от 30 рублей.