Пять признаков: чем российский футбол похож на политику

Сборная России по футболу проиграла Бельгии, выдав один из самых унылых матчей на чемпионате мира. Dp.ru размышляет, чем российский футбол и российская политика похожи друг на друга.

Российская команда в поединке с бельгийцами продемонстрировала настолько некреативную и вялую игру, что матч сразу стал претендентом на звание самого скучного на чемпионате мира по футболу наряду с игрой Нигерия - Иран (закончилась нулевой ничьей). Футбол каждой национальной сборной, что Германии, что Бразилии, что любой другой, как-то так само по себе получается, выражает особенности самой страны, так же неуловимо, как похожи друг на друга собаки и их хозяева, а зачастую и очень явно. Dp.ru попытался выяснить, чем именно похожи российские футбол и политика, и понять, почему мы и там, и там, нередко "вынимаем мяч из сетки".
1. Мы тратим огромные деньги на то, чтобы выглядеть не хуже других, но на выходе получаем такое же унылое нечто, как если бы не тратили ничего. Зарплата Фабио Капелло оценивается, по разным данным, в €8,3-9 млн в год. На контракты с PR-агентством Ketchum, продвигающим образ России за рубежом, Кремль тратит миллионы долларов — точные цифры также известны лишь приблизительно, например, с декабря-2012 по май-2013 было потрачено $1,9 млн собственно властями и $3,7 млн "Газпромом". Однако Россию все равно шельмуют по всем фронтам и исключают из "Большой восьмерки", а у Бельгии мы не можем выиграть точно так же, как и при Олеге Романцеве.
2. И в футболе, и в политике все достижения связаны с внезапными выбросами энергии. Сборная России, например, может с блеском выиграть в гостях у французов-чемпионов мира или внезапно одолеть голландцев на Евро-2008, но развить успех не получается — когда дело доходит до системной работы в долгосрочном периоде, команда откатывается назад и вязнет в упорной борьбе с командами второго эшелона. Так же и в политике — Россия может ударным броском захватить аэродром в Приштине или молниеносно присоединить Крым, но тут же застревает в Донецкой области не в силах понять, что делать дальше. Все достижения десятилетиями служат предметом сладостных воспоминаний.
3. Вера в сборную России неадекватно безгранична. Перед каждым чемпионатом, на который нам посчастливилось выйти, эксперты и неэксперты выражают полную уверенность, что нам по силам дойти минимум до четвертьфинала. Хотя и игра далека от лучших образцов, и ни одного действительно блестящего по европейским хотя бы меркам игрока в сборной нет. В политике ситуация похожая — первые лица государства регулярно сообщают, что скоро Россия станет международным финансовым центром, разовьет до небес нанотехнологии и так далее. Хотя во многих случаях для этого просто нет условий.
4. И там, и там руководство никогда не объясняет, почему поступает так, а не иначе. Капелло известен как один из самых закрытых тренеров в мире, не любящий прессу. Добиться от тренерского штаба разъяснений по тактике и составу практически невозможно — мол, все происходит потому, что мы так решили. Это полностью совпадает с информационной политикой российских властей. Только в самых резонансных случаях они снисходят до объяснений, да и то пост-фактум, а в целом картина та же: мы решили, что так надо, а вы не спорьте. Даже тогда, когда правила меняются каждый год.
5. Во главу угла ставятся формальные признаки. Футбол, конечно, можно свести к формуле "на поле должны выйти 11 человек, которые должны бегать туда-сюда и передавать друг другу мяч". И по этим признакам всегда можно прийти к заключению о том, что команда играет хорошо — игроки же выполняют формальные требования, они бегают, пасуют и пинают по мячу, то есть делают все, что полагается делать футболистам. Но смысл игры все же немного не в этом. Так же, например, и в политике — власти убеждены, что смысл в том, чтобы в итоге появились несколько документов, где было бы подтверждено печатью, что такие-то люди действительно заняли такие-то должности, и это хорошие люди, а при каких обстоятельствах эти документы появятся, вопрос чисто технический. Удивление, что нет результата, всегда искренне.