"Деловой Петербург". Формальности и работа по душе

Автор фото: Волков Павел

Георгий Полтавченко заявил, что найдет себе "работу по душе", если проиграет на выборах. Колумнист dp.ru Сергей Гуркин - о том, что главная проблема российской политики - не коррупция, а отношение к управлению как к "работе не по душе".

Вчера "Единая Россия" официально приняла решение о том, что ее кандидатом в губернаторы Петербурга станет Георгий Полтавченко. Для этого пришлось провести внутрипартийные праймериз, на которых в соперниках у Полтавченко были четыре кандидата, в том числе директор холдинга "Ленинец" Анатолий Турчак и глава городской ТПП Владимир Катенев. Соперничество было формальным: никто из кандидатов не сомневался в том, что выберут действующего губернатора. В российской политике в последнее время вообще много формальностей. Решения, как и прежде, принимаются неформально и в узком кругу, но потом их легитимизируют в ходе открытой процедуры с заранее известным результатом. Институт праймериз позаимствовали на Западе, но там его смысл вовсе не в том, чтобы "сделать вид". Продуктивнее было бы придать какой–то формальный статус нынешним неформальным процедурам. Сейчас же получается только тратить драгоценное время высококлассных чиновников на необязательные вещи.
Пока результаты праймериз еще не были известны, журналисты поинтересовались у Георгия Полтавченко, что он будет делать, если 14 сентября не выиграет. И.о. губернатора ответил, что выборы он, конечно, выиграет, но если бы вдруг проиграл, то "нашел бы себе работу по душе". Деятельность градоначальника такой "работой по душе" для него, похоже, не является. Многие нынешние топ–чиновники с удовольствием отказались бы от административной деятельности, если бы стабильность, прежде всего стабильность статусов и финансовых потоков, можно было обеспечить без их личного участия. Но вместо поездок по монастырям и воспитания внуков приходится управлять городами и корпорациями. Все это накладывает специфический отпечаток на политику 2010–х. Главная проблема — не коррупция, а отношение к управлению как к "работе не по душе", которую выполняют через силу и в то же время с некоторой ленцой. Единственное утешение политиков в том, что рано или поздно партия все же отпустит их на заслуженный отдых и тогда наконец "мы отдохнем, мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах".