Редактор dp.ru Александр Сологуб - о безопасности пассажирских перевозок в Петербурге.
Очередная трагедия на Невском пр., когда рейсовый автобус на полном ходу выехал на тротуар, заставила общественность задуматься над безопасностью пассажирских перевозок.
"Во всем виноваты не умеющие ездить и не знающие правил водители–мигранты, которых нанимают частные перевозчики в целях экономии затрат и увеличения своей прибыли", — заявили наиболее торопливые комментаторы.
Но вскоре выяснилось, что управлял автобусом вовсе не мигрант, автобус, как заявили в компании, не старше 2 лет. А что касается обвинений в адрес частных перевозчиков, то стоит напомнить, что пару лет назад на Невском, возле пл. Восстания, вылетел на тротуар и врезался в остановку автобус "Пассажиравтотранса". В результате аварии погибли две женщины, генеральный директор городского перевозчика Александр Дацюк лишился поста, а водителя суд признал виновником дорожного происшествия. И хотя вокруг этой истории ходило много слухов, что автобус был неисправен, что водитель работал вторую смену подряд, но в итоге водитель признал свою вину.
В этот раз компания уже покаялась, ее сотрудники бегают по аптекам, покупают лекарства для пострадавших и помогают им оформить документы на получение страхового возмещения. Более того, "Питеравто" готово из собственных средств возместить ущерб незастрахованным пешеходам, но, правда, пока никто не обращался. Автобус был исправен, уверяют в компании, режим труда и отдыха водителя соблюдался. Сотрудники комитета по транспорту в ночь после трагедии изъяли все документы, и, как сообщил компетентный собеседник в Смольном, действительно, со стороны компании вроде все чисто: медосвидетельствование перед выходом на линию проведено, признаков алкогольного опьянения у водителя не обнаружено, давление было в норме, самочувствие хорошее.
По одной из версий, у водителя резко ухудшилось состояние здоровья. Он уверяет, что потерял сознание. Однако опытные сотрудники ГИБДД говорят, что такое случается крайне редко, к тому же, когда водитель теряет сознание за рулем, транспортное средство не уходит резко в сторону, а сохраняет более или менее прямолинейное движение, как правило, замедляется: нажать на тормоз в экстренной ситуации — это водительский инстинкт. А в данном случае автобус достаточно быстро пошел вправо. Это прекрасно видно на записи с видеорегистратора автомобиля, двигавшегося в попутном направлении.
Судя по записи, водитель на скорости 50 – 60 км в час перестраивался из среднего ряда в крайний правый. Выполнял этот маневр осознанно, включив указатель поворота. Стопсигналы загорелись после того, как автобус вылетел на тротуар. На что отвлекся водитель, не ясно, может, и правда с ним случился внезапный обморок, а может, зазвонил мобильный телефон. Понятно, ему грозит тюрьма, и он до последнего будет настаивать на том, что потерял сознание и очнулся только после столкновения со столбом. В общем, детали уже не важны — этот случай лишний раз показывает, что действенного механизма наказания руководства предприятия, которое обязано обеспечить безопасность перевозок, у нас до сих пор нет, а значит, это не последний случай. И, скорее всего, эта трагедия станет еще одним поводом для Смольного усилить контроль над частными перевозчиками, может быть, им вообще запретят возить людей вдоль главных магистралей города от греха подальше.