Велосипедизация Петербурга по-московски

Автор фото: ОАО "Банк Москвы"

В Петербурге открывают традиционную европейскую систему велопрокатов у станций метро и гостиниц в центре города. Велопрокатные станции перекочевали из Москвы, где вместо них устанавливают более современные терминалы. Для Петербурга закупили новые велосипеды. Эксперты опасаются, что центр города пока не приспособлен для велосипедистов.

В центре Петербурга идет установка 34 велопрокатных комплексов рядом со станциями метро и гостиницами. На них круглосуточно можно будет арендовать 500 велосипедов, чтобы проехать между прокатными остановками.
Такая система давно действует во многих европейских городах. В основном европейские велопрокаты работают в международной системе Cyclocity (введена в 67 городах) под эгидой мирового оператора наружной рекламы JCDecaux. Регистрация в системе позволяет воспользоваться велопрокатом в любой стране-участнице Cyclocity.
Но в России не стали подключаться к Cyclocity или создавать свою общероссийскую систему. В крупных городах будут создавать собственные сети велопрокатов. Первопроходцы в этом направлении — Москва и Петербурга.
Будущий петербургский прокат рассчитан на короткие поездки по центру города. Списка с адресами станций пока нет. Сейчас станции без велосипедов уже можно заметить у станций метро Петроградская, Василеостровская, Спортивная и Адмиралтейская. С экспертами из велосипедной отрасли Петербурга адреса установки прокатных станций не обсуждали. Как пояснили в КРТИ, чиновники разрабатывали маршруты, по которым удобно ездить в центре города, и, исходя из этого, выбирали адреса для установки велопрокатов самостоятельно.
Сеть велопрокатов обещали открыть 12 июня, то есть уже послезавтра. Но в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) dp.ru сообщили, что дата старта, скорее всего, будет перенесена, и на какой день — пока неизвестно. "Ведется установка оборудования, оно подключается к интернету, для этого требуется время", — пояснили в комитете.
Чтобы взять велосипед в прокат, нужно предварительно зарегистрироваться на специальном сайте, внести абонентскую плату за месяц, полгода или год, и получить транспортную карту, чтобы затем расплачиваться ею. На велостанции для этого нужно будет вводить свой логин и пароль. Деньги снимаются с карты автоматически после возвращения велосипеда на одну из станций. Пополнить карту можно только через сайт.
Ориентировочно, расценки в Петербурге будут такими же, как и в прошлом году в Москве. Первые полчаса езды до любой велостоянки – бесплатно. Далее начинает действовать тарификация: еще полчаса будут стоить 30 рублей, а сутки обойдутся в 100 рублей. Через сутки велосипед нужно вернуть на любую из стоянок, иначе начнет действовать повышенная цена, которую также называют штрафом – 3000 рублей за день использования.
Окончательные тарифы на поездки должен огласить "Банк Москвы", который отвечает за монтаж (инвестировал около 50 млн рублей) и обслуживание велопрокатных станций. Он же будет собирать деньги за аренду через свою "дочку", оператора велопрокатных станций ЗАО "Сити Байк". Эта же компания была оператором московских велопрокатных станций в прошлом году.
Такую же систему велопрокатов в 2013 году в Москве организовал департамент транспорта Москвы совместно с "Банком Москвы" (инвестировал 100 млн рублей в закупку и установку). В центре Москвы установили 79 прокатных станций на 1000 велосипедов. Они работали все лето, в сентябре и октябре.
За это время, по подсчетам департамента, велопрокатами воспользовались 70 тыс. раз, при этом на сайте проката зарегистрировались 46 тыс. пользователей. Средняя продолжительность поездки составляла 40 минут. Максимум поездок приходился на выходные дни и на промежуток с 18:30 до 21:00 в будние дни. При этом 17 велосипедов украли, а 19 сломали вандалы. Выручку от проекта в банке не раскрывают, но эксперты оценивают ее в 9 млн рублей.
Но эту систему в Москве посчитали неудобной и демонтировали. "Если вы живете в городе, то вас не затруднит пройти регистрацию на специальном сайте. Но когда я приезжал в Москву, мне было не до этого, и я ни разу не воспользовался московскими велопрокатами. Что уж говорить об иностранцах? А ведь прокатные станции устанавливаются у гостиниц с расчетом на то, что ими будут активно пользоваться гости города", — отметил в беседе с dp.ru Илья Гуревич, один из создателей клуба "ВелоПитер".
Сейчас в Москве началась установка 150 более удобных станций проката на 2500 велосипедов. В 2015 году установят еще столько же станций. Генеральным спонсором этого проекта стал "Сбербанк", но и "Банк Москвы" продолжает вкладывать в него деньги. Кроме того, в этом году транспортный департамент Москвы объявил конкурс на 400 млн рублей. Победитель станет оператором велопарковок в 2014 году на сезон до 31 октября. В конкурсе собирается участвовать и ЗАО "Сити Байк".
"Велосипеды в старой системе от "Банка Москвы" не такие уж плохие: они легкие и удобные. Мне приходилось ездить на них в Москве, и серьезных минусов я не заметила. Эта система велопрокатов чешского производства – одна из самых недорогих в мире. О новых велосипедах пока можно судить только по фотографиям. Похоже, они будут более устойчивыми из-за широких шин, там будет широкое удобное сидение и три скорости. Разница заключается, в основном, в самой велопрокатной системе. Она позволяет зарегистрироваться и получить транспортную карточку прямо на терминале, в который вмонтировала клавиатура. Терминал оплаты есть и в руле велосипеда. Через него можно пополнить счет и, кажется, даже можно будет оплатить парковку, если вы пересаживаетесь с автомобиля на велосипед", — объяснила dp.ru Дарья Табачникова, руководитель движения "Велосипедизация".
К тому же, новые московские парковки для велосипедов будут снимать деньги с московской карты "Тройка" (аналог петербургского "Подорожника"). Велосипед можно будет арендовать на неделю и месяц. Правда, из-за этих новшеств и стоимость поездок обещают увеличить, но ненамного.    
Тем фактом, что в Петербурге установят велопарковки, которые не прижились в Москве, заинтересовалась депутат петербургского Законодательного собрания Ольга Галкина. ""Банк Москвы" не скрывает, что для него это один из лучших способов саморекламы и презентации в качестве социально ориентированного банка. Потенциальная коммерческая выгода кредитного учреждения бесспорна. Однако возникает вопрос: почему согласившееся на предложение банка Правительство Петербурга не потребовало предоставить горожанам новое, удобное оборудование, а предпочло безропотно согласиться на подержанное из Москвы?", — пишет она в запросе к и.о. губернатора Петербурга Георгию Полтавченко.
Ранее "Банк Москвы" сообщал журналистам, что устанавливает в Петербурге системы, демонтированные в Москве, и парк велосипедов тоже обновляет лишь частично. Но dp.ru в банке сообщили другую информацию, заверив, что все станции и велосипеды были закуплены заново, а старые хранятся на складе, и решение об их дальнейшей судьбе пока не принято. В КРТИ в доказательство новизны велосипедов сказали, что в Петербурге они будут синего цвета, а московские были красными.
"Станции и велосипеды произведены чешской компанией Homeport и хорошо зарекомендовали себя во время прошлогоднего велопроката: они одни из самых легких среди всех подобных моделей, антивандальные и надежные. Стоимость одного велосипеда — 25 тыс. рублей плюс НДС, из которого 40% пришлось на растаможку и доставку. В текущем сезоне Правительство Москвы сформулировало новые требования к проекту — велопрокат постепенно интегрировался с другими столичными сервисами, например, пополнением карты "Тройка" московского метрополитена. Реализовать подобные сервисы в системе Homeport невозможно. В связи с этим и было принято решение модернизировать систему велопроката именно с учетом его интеграции в систему городских услуг (пополнение карты "Тройка", оплата на велотерминале парковки за автомобиль и так далее)", — сообщили dp.ru в банке.
Также депутата ЗакСа Ольгу Галкину беспокоит ситуация на дорогах и тротуарах в центре Петербурга, когда по ним начнут целыми днями колесить 500 велосипедистов. Частично ее мнение разделяют и эксперты. Практически нигде в Петербурге нет съездов с тротуаров на проезжую часть, и на велосипеде приходится "спрыгивать" с поребрика. Еще хуже то, что в центре города нет велодорожек, обочины дорог заставлены машинами, а по тротуарам ходит толпа прохожих. Лавировать между всем этим на велосипеде неудобно как для самого велосипедиста, так и для окружающих. Тем не менее, в транспортном департаменте Москвы заверяют, что в 2013 году после запуска велопрокатов всплеска аварийности не зафиксировали.
"Обычно 50% велосипедистов выбирают проезжую часть для поездки, и другие 50% — пешеходную дорожку. Думаю, что люди будут ездить аккуратно, и все будет хорошо", — считает Дарья Табачникова, руководитель "Велосипедизации".
"По центру города велосипедисту приходится ездить между пешеходами, пробками и припаркованными машинами. Чаще всего получается, что он едет быстрее, чем машины, и аварийные ситуации не создаются. Это не Пискаревское шоссе, где машины несутся со скоростью под 100 км/час, а рядом едет велосипедист", — отметил Илья Гуревич, один из основателей "ВелоПитера".