"Деловой Петербург". Кредиты мимо села

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Сельхозпроизводителям стало сложнее получить краткосрочные кредиты - банки ужесточили требования к заемщику и увеличили процентную ставку. Предприятия Ленобласти пожаловались на банки в правительство региона и Минсельхоз.

Ассоциация комбикормовых заводов Ленобласти обратилась к вице–губернатору региона по АПК Сергею Яхнюку и спикеру ЗС Сергею Бебенину с жалобой на работу банков, которые, по данным сельхозпроизводителей, сократили объем кредитования и ужесточили требования к заемщикам.

Не займешь — не накормишь скот

В этом году комбикормовым заводам необходимо привлечь около 1 млрд рублей дополнительно из–за удорожания стоимости зерна, однако объем кредитования банками сельхозпредприятий резко снизился, сказано в обращении. Например, с начала 2014 года петербургский филиал Россельхозбанка (РСХБ) приостановил выдачу кредитов, заявки на кредиты рассматриваются в головном офисе. "Предприятия, обслуживающиеся в этом банке, остались без оборотных средств для приобретения кормов и обеспечения текущей деятельности, — жалуются производители. — Усложнилось получение кредитов в Сбербанке, ВТБ". Представители отрасли называют ситуацию кризисной.
"Сложности с получением кредитов испытывают даже небольшие хозяйства, которым надо привлечь 5–6 млн рублей", — подтверждает вице–губернатор Ленобласти по АПК Сергей Яхнюк. В правительстве Ленобласти среди других проблем отмечают невозможность получить кредит под залог будущих урожаев (за исключением РСХБ), занижение стоимости залогов в десятки раз. В некоторых случаях руководству предприятий предлагают закладывать личное имущество.

Денежная засуха

Если на корма предприятиям банки выдали краткосрочные кредиты на 1,3 млрд рублей, то растениеводам приходится непросто. По данным комитета по АПК, на весенне–полевые работы им требуется 1,86 млрд рублей, из них кредитных ресурсов — 1,3 млрд рублей. Но в 2014 году банки пока выделили всего 356 млн рублей.
Кроме того, возросла процентная ставка по кредитам, отмечают чиновники. В 2013 году в РСХБ она составляла 10,58%, а в 2014 году — 11,8%, в Сбербанке выросла с 10,67 до 11,3%. Дело в том, что Банк России весной поднял ключевую ставку на 2% годовых, и это привело к росту ставок на всем долговом рынке — неудивительно, что сельхозпроизводителей это тоже коснулось. На минувшей неделе этот вопрос рассматривался на селекторном совещании Минсельхоза с российскими регионами и представителями банков. Замминистра Дмитрий Юрьев в ответ на жалобы производителей и объяснения банкиров заявил, что банки топят своих же заемщиков, а РСХБ предложил докапитализировать, чтобы лучше работал.

Стали требовательнее

Объем кредитного портфеля АПК в Северо–Западном банке Сбербанка с начала 2013 года вырос на 11% и на 1 апреля 2014 года достиг 51,2 млрд рублей, также на рассмотрении находятся проекты сельскохозяйственных предприятий на 15 млрд рублей.
РСХБ по состоянию на 1 мая в 2014 году выдал сельскохозяйственным предприятиям Ленинградской области 515 млн рублей, а за аналогичный период 2013 года — 1,6 млрд рублей.
"Я не стал бы говорить, что банки отказывают в кредитовании сельхозпредприятиям, — говорит глава петербургского филиала РСХБ Илья Злуницын. — Но сегодня банки ужесточают требования к таким заемщикам".
"Российские сельхозпредприятия — сегмент заемщиков с повышенным риском для банков, поскольку рентабельность этого бизнеса довольно низка и подвержена влиянию многих факторов, среди которых, например, зависимость от тарифов естественных монополий и цен на топливо, а также от политики предприятий переработки и крупных ретейлеров, — говорит замруководителя СЗРЦ банка "ВТБ" — вице–президент Руслан Еременко.
Банки тоже находятся в сложной ситуации. Регулятор требует от них тщательнее контролировать риски.
Тем временем доля просроченных кредитов сельхозпредприятий Ленобласти составляет 6,1% от портфеля кредитов отрасли, тогда как просрочка в целом по кредитам юридическим лицам в России — 4,9%.
Банки не дают производителям кредиты, объясняя это недостатком залоговой базы. Но залоги они оценивают как заблагорассудится. Например, одна малая ферма брала кредит у РСХБ и в залог предлагала производственное здание. Его кадастровая стоимость составила 127 млн рублей, оценка экспертизы — 30 млн рублей, а РСХБ дал за него всего 3,4 млн рублей. Земли сельхозназначения уценивают до невозможного, потому что нет единой системы их оценки. С таким подходом залоговой базы не хватит ни у кого. Кроме того, в этом году Минсельхоз принял решение не субсидировать процентные ставки по краткосрочным кредитам всем, за исключением растениеводов. Это пошатнуло местных производителей и повысило риск невозврата кредитных средств.
Юрий Трусов
гендиректор ООО "Леноблптицепром"