"Деловой Петербург". Незрелость ангелов и стартапов

Автор фото: globallookpress

Российский рынок IT-стартапов развивается бурными темпами. Директор бизнес–инкубатора ИТМО Игорь Кудинов отмечает, что интересных проектов по-прежнему мало, а местные венчурные инвесторы не спешат вкладывать в них свои деньги.

Последние пару лет ощущается некая перегретость рынка как с точки зрения количества запускаемых стартапов, так и со стороны венчурных инвесторов, готовых финансировать эти проекты. Однако из этого не следует, что в России совершается значительное число венчурных сделок.
Ситуация постепенно изменяется, однако интересных проектов по–прежнему мало. Многие стартапы слабо проработаны, не могут сформулировать свое ценностное предложение, страдает дисциплина проектов и их исполнительность. Однако и со стороны венчурных инвесторов тоже не все так радужно, как кажется на первый взгляд. В России практически отсутствуют бизнес–ангелы как класс, в то время как в США, например, они играют ключевую роль в инвестировании на посевных и предпосевных стадиях, не только предоставляя стартапам деньги на доработку прототипов, тестирование основных каналов сбыта, но и помогают проектам не допустить базовых ошибок при старте.
Бизнес–ангелов, которые обладают технической экспертизой для помощи в развитии проекта и регулярно инвестируют в IT–стартапы, на российском рынке не больше 100, причем наиболее известны из них в стартап–сообществе около 20. В то же время в США, например, бизнес–ангелов, инвестирующих в IT–стартапы, около 1 тыс.
В силу относительной молодости российского рынка венчурного инвестирования во многих российских регионах есть состоятельные люди, инвестирующие в IT / Internet / Mobile, но предпочитающие не афишировать и не раскрывать информацию о себе и своих инвестициях. Кроме того, также отличается средний размер сделки на ранних стадиях. Так, российские бизнес–ангелы редко инвестируют в проект более $300 – 400 тыс., в то время как на европейском и американском рынках сделки в $1 – 2 млн — вполне обычное дело.
Мы часто видим ситуацию, когда проект буквально замирает после привлечения инвестиций, существенно снижает темпы работы, а основатели серьезно наращивают операционные расходы и личные траты, иногда забывая разделять свой кошелек и расчетный счет компании. В результате примерно 40% проинвестированных проектов закрываются в течение года, еще 30% — в течение 2 лет.
Можно заметить, что в последние годы российский рынок IT–стартапов и венчурных инвестиций развивается бурными темпами, но в то же время явно чувствуются определенные диспропорции, связанные с относительной незрелостью как российских стартапов, так и венчурных инвесторов, которые еще учатся вести бизнес и инвестировать в условиях непростой правовой среды и инвестиционного климата.