"Деловой Петербург". Пожизненный железнодорожник

Автор фото: Коньков Сергей

Редактор dp.ru Александр Сологуб - о проблемах РЖД, которые не решаются годами, и о том, останется ли Владимир Якунин на посту руководителя госкорпорации - в июне истекает срок его контракта.

Почти год прошел с тех пор, как злоумышленники распространили в российских СМИ известие об увольнении главы РЖД Владимира Якунина: якобы он подал в отставку по собственному желанию накануне Петербургского международного экономического форума. В этом году есть повод вновь вернуться к забытой истории — в июне истекает третий срок пребывания Владимира Якунина на посту главы РЖД.
Продлят ли ему контракт или глава правительства РФ Дмитрий Медведев все же подпишет отставку — вопрос, которым задаются многие участники рынка. Некоторые шутят: "Больше трех сроков у нас нельзя". А другие отмечают, что пенсионный возраст в России пока не продлили и Владимиру Якунину уже давно пора на покой — в конце июня ему исполнится 66 лет. Но он не устал и готов руководить госмонополией и дальше, о чем на днях публично заявил.
Большинство транспортников считает, что Якунин останется во главе РЖД на новый срок, хотя в последние годы ситуация на железной дороге заметно ухудшилась.
Прежде всего дорога становится опасной для жизни. Сообщения о крупных авариях с поездами поступают с завидной регулярностью, почти каждый квартал. Последняя крупная катастрофа произошла 20 мая — пассажирский поезд столкнулся с грузовым. В катастрофе погибло шесть человек.
Не лучше обстоят дела с экономическими показателями — железнодорожники теряют грузы и пассажиров. Так, в мае они планируют сокращение погрузки на 1%, и она падает уже второй год. Причем проблема, как отмечают многие грузовладельцы, даже не в высокой стоимости перевозки товара, а в скорости доставки и, самое главное, в сохранности груза. Эти проблемы не решаются годами. Более того, с прошлого года сокращается количество перевозимых пассажиров в поездах дальнего следования — в первые месяцы текущего года железнодорожники перевезли на 9% меньше граждан, чем годом ранее.
В РЖД пеняют на то, что правительство не выделяет достаточно дотаций, чтобы удерживать низкие тарифы на проезд в плацкартных вагонах, — проезд дорожает, и граждане предпочитают не ехать, а лететь. Но и в пассажирских перевозках проблема не в цене билета, а в скорости и в качестве обслуживания. Ведь не падает спрос на проезд в дорогих "Сапсанах" и "Аллегро". А что касается плацкартных вагонов, то этот пережиток советских времен следует запретить: граждане великой страны (которой Владимир Якунин гордится) не должны ездить в морально и физически устаревших вагонах.
В общем, ждать перемен к лучшему в ближайшее время не приходится — тарифы будут расти, несмотря на все усилия правительства по их заморозке, а объемы грузоперевозок продолжат сокращаться, пассажиры будут пересаживаться на самолеты, пригородные поезда будут отменять. При этом инфраструктура РЖД будет неспешно обновляться все больше за счет привлечения частных инвесторов на кабальных условиях, вынужденных возить грузы по железной дороге. А достойной замены главе РЖД в результате тщательного отбора кадров в госмонополии уже нет.