Козырные карты

Онлайн–магазины детских товаров подключаются к программе детских социальных карт объемом 5 млрд рублей, рассчитывая потеснить традиционных ретейлеров.

Магазин детских товаров Helptomama (входит в ГК "Энерго") стал первой онлайн–площадкой в Петербурге, которая будет продавать детскую продукцию по социальным картам. Как сообщила руководитель проекта Татьяна Каверина, руководство ТД "Энерго" обратилось с запросом к губернатору Георгию Полтавченко и после прохождения квалификационного отбора магазин заключил соглашение с комитетом по социальной политике и банком "Санкт–Петербург", осуществляющим операции с социальными картами.
Татьяна Каверина отметила, что сейчас объем заказов составляет 150 – 200 в день и зависит от сезона, средний чек — более 3 тыс. рублей. Ассортимент магазина насчитывает 6 тыс. наименований, но к концу года будет уже около 10 тыс. Оборот магазина превышает 10 млн рублей в месяц.

Прошли отбор

Helptomama пока единственный онлайн–магазин детских товаров, который принимает социальные карты, запросов от других интернет–магазинов в комитет не поступало.
Всего в городе действует 207,8 тыс. детских карт. По данным администрации, сейчас продажу детских товаров с использованием карт ведут 18 компаний в 255 магазинах, среди них "Здоровый малыш", "Дети", "О’Кей", "Лента". Из бюджета Петербурга в 2014–м, а также 2015 – 2016 годах на социальную поддержку семей с детьми и выплаты ежемесячного пособия будет выделено почти 5 млрд рублей.
Эти деньги поступают на пластиковые карты, по которым родители могут приобрести детское питание, одежду, средства гигиены в магазинах, прошедших квалификационный отбор. Согласно условиям отбора, такие магазины реализуют продукты с наценкой не выше 12%, имеют торговые или складские площади на правах собственности или аренды и должны принимать к оплате пластиковые карты.
Несколько лет назад участвовать в торговле по детским картам могли только специализированные магазины, однако после скандала с завышением цен к проекту допустили и других ретейлеров.

Недетские объемы

Развитие онлайн–торговли по детским картам — перспективное направление, считают и в комитете, и сами ретейлеры. В комитете по социальной политике отметили, что интернет–магазины позволяют экономить время родителей, делать заказы из дома и пользоваться доставкой товаров. "Этот социально значимый аспект позволяет улучшить качество жизни родителей с маленькими детьми и детьми–инвалидами", — добавили в комитете.
Для ретейлеров это тоже привлекательный сегмент. По данным Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ), на товары для детей приходится 4% от общего объема материальных товаров, проданных через Интернет в 2013 году. В 2013 году объем отечественного онлайн–рынка материальных товаров составил 363 млрд рублей, оценивает АКИТ.
Федеральная сеть "Детский мир", у которой в I квартале 2014 года 13% продаж в Петербурге приходилось на детские социальные карты, тоже ведет работу в этом направлении, сообщила Надежда Киселева, начальник управления по связям с общественностью ГК "Детский мир". У "Детского мира" есть свой интернет–магазин в Петербурге, но пока он не принимает к оплате детские социальные карты.

Интернету не доверяют

Офлайновые участники программы детских карт конкуренции не опасаются. "Едва ли детская карта послужит значимым драйвером для роста продаж интернет–магазинов. Сегодня их развитие сдерживают куда более весомые факторы, в том числе ограниченный ассортимент, сохраняющееся недоверие к покупкам в Интернете, вопросы доставки и логистики", — отмечают в пресс–службе сети "Лента". "Далеко не все онлайн–магазины отвечают требованиям города по складским и торговым площадям", — говорит представитель другой сети. В то же время ретейлеры соглашаются, что участие в программе стимулирует покупательский трафик. "Детская карта позволяет покупателям получить дополнительную экономию, благодаря чему растет число и покупателей, и покупок", — говорят в компании "Лента".
Наша компания обращалась в комитет по соцполитике, мы тоже хотели получить возможность продавать наши товары по детским картам, но нам отказали. Форма собственности предприятия не соответствовала условиям. В этом году мы попытаемся еще раз. Не думаю, что возможность оплачивать картами покупки в одном интернет–магазине сильно поменяет рынок, усилит конкуренцию между участниками. Все–таки картами пользуются для покупок узкого ассортимента товаров, а у лидеров рынка гораздо больше ассортимент и гораздо больше преимуществ даже без карт. Но в целом карты дают хороший поток покупателей.
Олег Герасимов
генеральный директор сети "1000 и одна туфелька"
К программе социальных выплат "детские карты" допущен узкий круг очень крупных сетей детских магазинов, и я не слышала о возможности участия в программе интернет–магазинов. Но, раз появился такой пример, мы обязательно рассмотрим возможность участия в этой программе. Ее неоспоримое преимущество — гарантированный поток покупателей, которые сейчас посещают крупные сети. Для нас это возможность откусить небольшой кусочек от этого оборота. С другой стороны, возможно, часть условий для нас будет трудновыполнима, например, точки самовывоза пока не оборудованы терминалами для оплаты картами.
Ольга Гудкова
руководитель интернет–магазина "Киндонезия"