"Деловой Петербург". Мы готовы к любому развитию событий

Автор фото: Коньков Сергей

Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко о задачах Петербургского экономического форума, о том, почему Петербургу не страшен уход иностранных инвесторов в результате санкций Запада и каких инвесторов особенно не хватает городу.

Скажутся ли на городской экономике санкции со стороны Евросоюза и США? Затруднит ли это диалог с иностранными инвесторами?

— Режим санкций прежде всего затруднит бизнес для тех людей и компаний, которые привыкли работать в нашей стране и рассчитывали увеличить свое присутствие на российском рынке. Что касается городской экономики, то Петербург готов к любому развитию событий. Если сохранится интерес у иностранных инвесторов к России — как говорится, милости просим. Наш город — один из наиболее привлекательных регионов для вложений капитала. Если нет — катастрофы тоже никакой не произойдет. Как вы знаете, президент России поставил ряд серьезных задач по импортозамещению в отраслях, связанных прежде всего с оборонной промышленностью, развитием производственной базы внутри страны. А кто в России по итогам 2013 года возглавляет рейтинг промышленных городов? Санкт–Петербург. На повестке дня — замена программного обеспечения на отечественное в государственном управлении и других сферах, затрагивающих национальные интересы. Где в России лучшие программисты, победители международных чемпионатов, какой регион дает 20% экспорта всей IT–отрасли России? Санкт–Петербург. То есть сегодня уровень развития нашего города таков, что без инвестиций мы не останемся в любом случае. Будут ли их источником какие–то иностранные концерны или российское государство через расширение госзаказа — это в любом случае контракты для предприятий и рабочие места.

Чего вы ждете в этом году от Петербургского международного экономического форума?

— Петербургский форум был, есть и останется главной площадкой для развития бизнес–контактов с российскими и зарубежными партнерами. На протяжении 17 лет он привлекал известных политиков, предпринимателей, экспертов из разных стран мира. И 18–й по счету форум, я уверен, не станет исключением.
Как принимающая сторона Петербург ежегодно берет на себя обязательства по подготовке к форуму и делает все, чтобы это важнейшее экономическое событие прошло на самом высоком уровне. Но в этом году мы не просто радушные хозяева. Девиз нынешнего форума "Укрепление доверия в эпоху преобразований" звучит более чем актуально. С учетом геополитических реалий важно показать, и в том числе на примере Петербурга, что Россия готова к дальнейшему открытому диалогу. Что работа по созданию прозрачных и комфортных условий ведения бизнеса, отвечающего стратегическим интересам города и страны, сегодня продолжается.

Как представит себя город на ПМЭФ–2014?

— Готовится обширная деловая программа Петербурга на ПМЭФ. Она включает переговоры с российскими и зарубежными партнерами, подписание порядка 15 соглашений о дальнейшем сотрудничестве.
Традиционно в 3–м павильоне "Ленэкспо" будет работать большая экспозиция Петербурга с зонами для презентаций, деловых контактов, переговоров и пресс–конференций. Там будет представлена инновационная продукция ведущих предприятий города. Это не только информационные стенды, но и макеты некоторых инвестиционных проектов, а также авиационный тренажер, разработанный и изготовленный группой "Транзас".

Как бы вы охарактеризовали сегодняшнюю инвестиционную политику властей Петербурга?

— Поскольку 2 года подряд, по итогам 2012 и 2013 годов, сумма привлеченных Петербургом иностранных инвестиций обновляла исторический максимум, думаю, что, во–первых, нашу инвестиционную политику надо назвать динамичной. Во–вторых, даже с учетом отмены некоторых крупных проектов я ее считаю последовательной. Мы четко обозначили свою позицию — на первом месте интересы Петербурга и петербуржцев. Тем самым мы задали правила игры и неукоснительно их придерживаемся. А предсказуемость — это главное условие ведения бизнеса, что автомобильного, что строительного, что любого другого.
Ну и, в–третьих, я бы охарактеризовал инвестиционную политику правительства Петербурга как современную. Два с половиной года назад мы поставили перед собой задачу отказаться от так называемого индивидуального подхода к инвестору и создать в городе единую систему, работающую по принципу одного окна. Сейчас такая система создана. Она не только способна привлечь внимание инвестора, но и сопровождает проект, помогает в решении возникающих проблем. Все решения по реализации инвестпроектов мы открыто обсуждаем на Совете по инвестициям, который я возглавляю. Насколько я знаю, раньше такого не было.

Почему в таком случае городское правительство не стало широко анонсировать соглашения, предназначенные для подписания на форуме?

— Мы предпочитаем больше говорить о сделанном, а не о том, что собираемся сделать. Подпишем — тогда и расскажем. Секретов тут особых нет, но пусть сохраняется небольшая интрига. Могу даже сказать, что итоговая сумма контрактов, которые будут реализовываться на основе заключенных соглашений, в этом году может превысить уровень предыдущего ПМЭФ и составить около 150 млрд рублей.

Какие инвесторы сегодня нужны Петербургу? Какие секторы экономики могут быть наиболее привлекательны для частного капитала?

— Прежде всего мы заинтересованы в развитии наукоемких отраслей. У нас сильны традиции воспитания технической интеллигенции. Но мы, как и все русские, хорошо умеем придумывать и гораздо хуже — продвигать наши изобретения на внутренний и международный рынки. Запускать их в серию, обеспечивать эффективный маркетинг и т. д. Для этого нужны серьезные капиталовложения, особенно на начальном этапе.
Еще одно перспективное направление — развитие так называемых креативных индустрий. Я имею в виду объединения творческих предпринимателей, создание выставочных залов, студий, дизайнерских и архитектурных бюро. У нас непочатый край работы в сфере туризма — от развития гостиничной сети до создания новых объектов туристического притяжения.
Нашему городу еще только предстоит пройти тем путем, который уже проделали мегаполисы Европы. Многие петербуржцы, особенно жители центра, не имеют сегодня того качества жизни, которого заслуживают, из–за износа инженерных сетей, качества воды и т. д. Тут есть где развернуться инвесторам. Проекты по улучшению городской среды, такие, например, как модернизация всего хозяйства "Водоканала", мы будем реализовывать в любом случае. Но с помощью частного капитала сделаем это быстрее.
Петербургу сегодня не хватает доступных и качественных услуг. В частном образовании, особенно дошкольном, в спортивной индустрии, индустрии здоровья и многих других ниша, по сути дела, свободна. Многие горожане могут себе это позволить, но услуг на рынке мало либо они стоят дорого из–за отсутствия конкуренции. То же самое и с социальными услугами. Доля лиц старше трудоспособного возраста в 2004 году составляла у нас 23,5%, а в 2013–м — почти 26%.
Городу уже сейчас не хватает частных пансионатов, куда представители среднего класса могли бы спокойно поместить своих родителей и при этом быть уверенными в надлежащих заботе и уходе. Я считаю, что иностранным компаниям с хорошей репутацией тут есть что предложить петербуржцам.

Какой, как вы считаете, должна быть роль местного, петербургского, бизнеса в развитии города?

— Как петербуржцу мне приятно, когда при прочих равных в том или ином конкурсе побеждает петербургская компания. Но как губернатор я обязан думать о том, как реализовать тот или иной проект с наименьшими затратами для городского бюджета. Я уже говорил недавно и готов повторить еще раз. Есть патриотизм и псевдопатриотизм. Патриотизм — это когда ты готов чем–то поступиться ради любимого города. Амбициями, свободным временем, деньгами, еще чем–то. А псевдопатриотизм — это когда ты думаешь, что другие должны чем–то поступаться на том основании, что ты петербуржец.
Что чувствует человек, когда ему предлагают взять на работу в фирму не очень компетентного родственника? Притом что на эту вакансию есть энергичный и креативный профессионал. У нас ситуация зачастую похожая. Только мы при этом не можем отдавать кому–то предпочтение, руководствуясь собственными чувствами, а должны всегда поступать по закону.
И если у иногородней компании есть все необходимое для успешной работы, а предлагаемая ею цена ниже, чем у петербургской компании, мы обязаны ее объявить победителем.

Научно–производственный потенциал Петербурга традиционно считается одним их конкурентных преимуществ города. Есть конкретные примеры востребованности петербургской науки на глобальных рынках?

— Обычно в таких случаях принято перечислять достижения петербургской компании "Транзас" или говорить об успехах нашего фармкластера. Но я приведу навскидку несколько примеров, связанных с вузовской наукой. Не так давно одна из лабораторий ЛЭТИ по заказу фирмы Samsung создала сканирующие антенные системы на основе сегнетоэлектрических материалов. Разработка превосходит аналоги по простоте конструкции и технологии изготовления. Политехнический университет по заказу General Motors создает систему автоматического экстренного управления автомобилем и разрабатывает композитные материалы для автомобилестроения для той же компании. Горный университет создал уникальную технологию магнитотеллурического зондирования, с помощью которой открыты месторождения нефти с запасами 30 млн т. Результат реализации еще одной разработки ученых Горного — первое в мире бурение сквозь ледовый панцирь Антарктиды и извлечение проб воды из подледного озера Восток.
Я еще ничего не сказал о достижениях нашей оборонной науки. Например, петербургские судостроители — единственные в мире, кто умеет работать с крупноразмерными монолитными листами из композитных материалов. Так что потенциал Петербурга — это не просто слова, а серьезные результаты.

Какие из предложенных мер по стимулированию городской экономики вы считаете наиболее интересными?

— Идея уменьшить с 10 до 7% на территории Петербурга ставку для субъектов предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", уже оформлена в виде законопроекта и внесена в Законодательное собрание. В ходе мозговых штурмов высказывались, например, предложения о том, чтобы вернуться к практике гарантий города банкам при финансировании важных для города проектов, реализуемых под контролем правительства города.
Строительное сообщество предлагает дать ему возможность относить затраты на создание социальной инфраструктуры на себестоимость производимых работ в стройиндустрии и предоставить налоговые преференции на создание такой инфраструктуры. Но для этого нужны изменения в федеральных законах.
Высказывалось, например, и такое предложение: увеличить срок заключения договоров аренды с нынешних 3 до 10 лет и более для отдельных категорий объектов. Это объекты культурного наследия, объекты с высокой степенью износа, а также объекты, предназначенные для размещения социальных объектов. Такая мера могла бы повысить предсказуемость ведения бизнеса, повысила бы интерес арендаторов к данным видам объектов и стала бы хорошим стимулом для частных инвестиций в их содержание и ремонт.

Считаетесь ли вы с мнением бизнес–сообщества Петербурга при принятии ключевых решений?

— Обязательно. Самое последнее ключевое решение — документ под названием "Стратегия экономического и социального развития Санкт–Петербурга до 2030 года" — принималось после детального обсуждения с деловыми и промышленными кругами в конце прошлого и начале нынешнего года.
Есть и более свежий пример. Когда в этом году перед городом появились новые вызовы, первое, что мы сделали, — начали с апреля проводить мозговые штурмы с участием представителей бизнеса, ученых, экспертов по разным отраслям. Сейчас продолжается сбор предложений во всех сферах экономики, от строительства до банковского сектора. В июне проведем ревизию всего, что собрали, и отберем наиболее перспективные идеи.

Согласны ли вы с тем, что вклад малого бизнеса в городскую экономику и развитие города должен быть более весомым?

— Согласен. Например, у нас есть четкое понимание, что развитие общественных пространств в историческом центре Петербурга невозможно без малого бизнеса. Их можно создать, организовать, но оживить без малого бизнеса — невозможно. И соответствующее направление в рамках нашей программы "Сохранение и развитие исторического центра" как раз будет ориентировано на максимальное привлечение малого бизнеса. Кстати, для более подробного обсуждения этой темы на форуме состоится круглый стол с участием известного датского урбаниста Яна Гейла, одного из экспертов по развитию общественных пространств.

Дефицит бюджета Петербурга составит в этом году 63 млрд рублей. Нет ли в этом угрозы с точки зрения выполнения городом его обязательств? Намерен ли Петербург осуществлять внешние заимствования — особенно на фоне того, что международные агентства могут снизить кредитный рейтинг города, как и страны в целом, после крымских событий?

— О внешних заимствованиях речь вообще не идет. Петербург от них давно отказался. Государственный долг у нас один из самых низких в стране. В прошлом году мы планировали занимать порядка 25 млрд рублей, но обошлись без заимствований и начали 2014 год с госдолгом менее 5% от доходов бюджета. Это, повторяю, мизерный размер по российским меркам. В текущем году — с учетом остатков на счетах — программа заимствований запланирована городом в размере 30 млрд рублей. Не факт, что потребуется занимать в таких объемах. Но даже в этом случае долг Петербурга составит порядка 11% от доходов бюджета.
Таким образом, по трехлетнему бюджету мы в 2016 году не выйдем за пределы 30%. Что по нынешним бюджетным меркам также является очень хорошим показателем.
Так что беспокоиться тут не о чем. Все обязательства перед петербуржцами и все мероприятия по развитию города, которые мы наметили на этот год, будут выполнены в полном объеме.