"Деловой Петербург". "Аквафор" взялся за мембраны

Автор фото: Беликов Валентин

Крупнейший производитель фильтров "Аквафор" инвестирует 1 млрд рублей в реконструкцию и расширение производства фильтров для воды. Компания потратит около 600 млн на комплекс в Колпинском районе, и еще 400 млн - на логистический комплекс в Москве.

Как рассказал "ДП" Джозеф Шмидт, генеральный директор ГК "Аквафор" и соучредитель "Электрофор инк" (материнская компания "Аквафора"), в ближайшее время начнется реконструкция и расширение производственно–складского комплекса площадью 14 тыс. м2 в Усть–Ижоре Колпинского района. На эти работы компания направит около 600 млн рублей. Еще 400 млн рублей компания вложит в расширение мощностей логистического комплекса в Москве с 2 тыс. до 11 тыс. м2. Больше половины средств — это собственные деньги акционеров, остальное — банковские кредиты. Окупаемость проекта, по ожиданиям компании, составит 6 – 7 лет. С учетом объявленных ранее планов "Аквафора" по строительству второго завода в Эстонии за 670 млн рублей стоимость расширения и реконструкции производства в России вполне адекватна, полагает Игорь Арнаутов, аналитик "Инвесткафе".

На смену японским технологиям

Сейчас площадь временного склада в Усть–Ижоре — около 4 тыс. м2. На его месте будет выстроен новый производственный комплекс площадью 3,6 тыс. м2, а рядом — современный логистический центр класса А площадью 4 тыс. м2. На это и уйдет примерно 600 млн рублей. Из них половину компания потратит на строительство и реконструкцию, еще 300 млн рублей — на создание и покупку оборудования, обучение людей, сертификацию.
Расширять производство надо, так как растет спрос на мембранные фильтры для воды, говорит Джозеф Шмидт. Пока эти мембраны производятся только в Японии. Объем продаж фильтров с такими мембранами в России ежегодно удваивается, говорят в "Аквафоре". Компания 7 лет назад начала исследовательскую программу по созданию мембранных фильтров в России и запустила опытное производство. "Чтобы выйти на промышленный масштаб, нам потребовалось новое современное оборудование и производственное помещение", — говорит Джозеф Шмидт. Закупочная цена японского модуля составляет 350 – 400 рублей. Российские фильтры будут в разы дешевле, утверждает Джозеф Шмидт, объясняя это тем, что 95% от стоимости японских аналогов — это плата за технологические ноу–хау.

Сложно конкурировать

Мировой рынок мембран и мембранных элементов составляет около $5 – 6 млрд, или 5 – 6% от объема мирового рынка водоотчистки, подсчитали в "Инвесткафе". "Крупнейшие японские производители мембранных фильтров — Nitto Denko и Toray, однако помимо них на рынке присутствуют американские и немецкие компании, поэтому завоевать долю на этом рынке будет нелегко", — говорит Игорь Арнаутов. По данным участников рынка, в России пока никто не производит мембранные фильтры, так как нет необходимых технологий и научной базы.
"Мембранные фильтры широко представлены на российском рынке, но назвать этот сегмент быстрорастущим сложно, так как у него очень узкий спектр применения", — говорит один из лидеров рынка фильтров для воды. По его словам, вода проходит настолько высокую степень очистки, что близка к дистиллированной и нуждается в минерализации. В нашем регионе потребность в таких фильтрах есть у жителей Ленобласти, добавляет эксперт.
Объем российского рынка приборов для водоочистки, по данным "Инвесткафе", составляет около $1 млрд рублей. На рынок бытовых фильтров приходится около $140 млн. По оценкам "Аквафора", доля компании на нем — около 35%. Другие лидеры рынка — ЗАО "Меттэм–Технологии" (бренд "Барьер"), ООО "Акватория" (фильтры "Гейзер") и ООО "ЭкоМембраны" ("Водный доктор"). По оценкам УК "Финам Менеджмент", российский рынок бытовых водоочистительных фильтров растет в среднем на 10% в год. Основные драйверы роста — потребительский спрос на фоне серьезных инфраструктурных проблем водоснабжения и низкое качество питьевой воды в большинстве регионов.
 
 

Справка

ГК "Аквафор"

> Создана в 1992 году.
> Принадлежит корпорации "Электрофор Инк".
> Объем продаж в 2013 году, по данным компании, свыше 2,6 млрд рублей.
> В состав компании входят производственные площадки в России, Китае, Эстонии. Продажи в 43 странах мира.