"Деловой Петербург". Взлеты и падения

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

Петростат подвел экономические итоги первого квартала 2014 года: промышленность уезжает из Петербурга в Ленобласть, а на территории города активизировались грузоперевозки. Доходы растут у строителей, а в розничной торговле, наоборот, падают.

Объемы розничной торговли и промышленности в Петербурге падают, а транспортный и строительный секторы растут. Таковы экономические итоги Петростата за I квартал этого года.

Перекочевали в Ленобласть

Самая большая разница в экономических показателях между Петербургом и Ленобластью — это индекс промышленного производства. Если в городе он снизился на 6,3%, то в области вырос на 2,3%.
Самое большое падение в Петербурге продемонстрировали химическая отрасль, выпуск электрооборудования, производство изделий из металла и из дерева, производство продуктов, табака и напитков.
Эксперты называют этот процесс закономерным: размещать производство в области, как правило, более выгодно. Промышленники по возможности кочуют туда. Также падение связывают с сокращением заказов со стороны импортных компаний.
"Например, сказался переход на односменную работу и сокращение 700 работников на заводе Ford, а также резкое снижение спроса на отечественную продукцию с большой добавленной стоимостью", — считает Александр Ходачек, директор петербургского филиала Высшей школы экономики (ВШЭ).

Мода на жилье

Рост наблюдается в строительной отрасли: объем выручки петербургских компаний увеличился на 67,07 млрд рублей. "Весь I квартал рос спрос на первичном рынке, а значит, у застройщиков есть деньги на наращивание объемов строительства. Полагаю, тенденция сохранится", — считает Лев Гниденко, гендиректор ЗАО "Ойкумена". В I квартале среди городов–миллионников Петербург вошел в пятерку лидеров по количеству квадратных метров, введенных в эксплуатацию на 1000 жителей.
При этом в целом по России выручка строителей снизилась более чем на 3,5%. Впрочем, это закономерно. "В крупных городах высокий уровень инвестиционной активности. Из–за текущей экономической нестабильности эта тенденция сохранится в ближайшие годы", — полагают в NAI Becar.

Розница в упадке

Оборот розничной торговли снизился в Петербурге на 1,3% и почти на столько же в Ленобласти. При этом по России наблюдался рост на 3,5%.
"Падение курса рубля относительно доллара и евро отразилось на обороте, поскольку крупные сети контролируют 80% розничной торговли в Петербурге и торгуют они в основном импортным товаром. А сокращение мелкорозничной торговли, ориентированной на отечественные товары, не позволяет компенсировать потери", — полагает Алексей Третьяков, председатель Санкт–Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка. Падение почти на 1,5% он считает значительным.

Удачное расположение

В начале этого года увеличились перевозки грузов на всех видах транспорта: на 27,2% — автомобильным транспортом, на 15,7% — морским, на 6,3% — перевозки по воздуху. При этом перевозки пассажиров снизились на 2,8%. "Петербург находится в центре логистических узлов. Это и обеспечивает постоянный рост грузоперевозок. А вот пассажирские перевозки будут падать из–за высоких цен", — прогнозирует Александр Ходачек.
В Петербурге непродовольственные товары за I квартал года подорожали почти на 2%, а продовольственные — более чем на 5%.