Конкуренция в небе и на земле

Автор фото: Коньков Сергей

Дмитрий Медведев потребовал увеличить конкуренцию между аэропортами и снизить сборы с авиакомпаний. Петербургскому "Пулково" недавно разрешили увеличить сборы в полтора раза. В "Шереметьево", наоборот готовы сокращать аппетиты, но просят льготы.

На майских праздниках премьер Дмитрий Медведев распорядился повысить конкуренцию между аэропортами. Как гласит текст распоряжения, оно "направлено на снижение стоимости аэропортового обслуживания, авиаперевозок пассажиров, грузов и почты, совершенствование системы государственного регулирования услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, обеспечение прозрачности их деятельности". Документ подготовил Минтранс.
Первый и основной пункт программы – снижение аэропортовых сборов. Причем, выполнить его планируется уже к концу этого года. Для этого, в частности, предлагается снижать таможенные пошлины. Видимо, для того, чтобы сократить расходы аэропортов на модернизацию, которую они сейчас перекладывают в виде аэропортовых сборов на авиакомпании, а те на пассажиров, включая эти сборы в стоимость билетов.
В то же время, недавно ООО " Воздушные ворота Северной столицы " (ВВСС), управляющее аэропортом "Пулково", обращалось в Федеральную службу по тарифам (ФСТ) с просьбой, наоборот, увеличить аэропортовые сборы. Финансисты ВВСС ссылались на необходимость расплатиться с кредиторами за реконструкцию аэропорта за 53 млрд рублей, а также на концессионные платежи Смольному. Вместо предлагаемого увеличения аэропортовых сборов на 69% к 2018 году для ВВСС согласовали увеличение на 51,9%. К 2018 году это сделает "Пулково" более дорогим аэропортом, чем, например, все московские аэропорты, среди которых по этому показателю пока лидирует терминал D в "Шереметьево".
Комментировать новые планы правительства РФ для dp.ru в "Пулково" отказались без пояснения причин.
В "Шереметьево" dp.ru сообщили, что снижение аэропортовых сборов вполне возможно. Этого там планируют добиться за счет снижения таможенных пошлин, но назвать процент снижения пока затрудняются. "Реализация пункта 1 распоряжения Медведева (о снижении сборов — dp.ru) теоретически и практически возможна при обслуживании в новом северном терминальном комплексе", — уточнили в "Шереметьево". Речь идет о комплексе, который состоит из нового здания аэровокзала с пропускной способностью 15 млн пассажиров в год. Он будет построен на месте старого терминала В — павильонов "Вылет", "Прилет" и "Рюмка", а также железнодорожной станции "Аэроэкспресс", гостиничного комплекса и многоэтажного паркинга к Чемпионату мира по футболу-2018. В 2014 году планируется разработка документации стадии "Проект", строительно-монтажные работы должны начаться в 2015 году.
Аэропортовые сборы составляют от 8% до 15% от стоимости авиабилета, по оценкам разных экспертов. Авиакомпания может компенсировать их только себе в убыток. Соответственно, для снижения цены билета нужно добиться снижения сбора со стороны аэропорта.
Эксперты полагают, что это будет происходить, когда конкуренция между аэропортами все же будет расти. "Снижение аэропортовых сборов уже произошло, но с "дорожной картой" и постановлением Медведева это никак не связано," — сказал гендиректор Infomost Consulting Борис Рыбак. Он полагает, что московские аэропорты вынуждены привлекать перевозчиков, да и у "Пулково" после расширения появились свободные мощности. По той же причине, например, в петербургский аэропорт в этом году приходит сразу четыре лоукостера.
Развивать конкуренцию должно антимонопольное ведомство, уверены эксперты. "Аэропорт — это перрон для пассажиров, а для авиакомпаний — это множество дополнительных расходов, дополнительные услуги, "рулежка" и прочее. Есть вопиющие факты завышения цен. Чтобы развить конкуренцию, надо просто заставить ФАС работать", — полагает Александр Ходачек, директор петербургского филиала Высшей школы экономики (ВШЭ).