"Деловой Петербург". Пассажирский протест

Автор фото: Потеева Ксения

В борьбу за растущий рынок международных автобусных перевозок из Петербурга, объемом в 3,2 млрд рублей (65 млн евро), включились как российские, так и европейские перевозчики. Но в ближайшее время пассажиров станет меньше.

Объем рынка международных автобусных пассажирских перевозок, соединяющих Петербург с городами Финляндии, стран Балтии, Белоруссии, Украины и Польши, по итогам 2013 года достиг отметки 3,2 млрд рублей (65 млн евро), увеличившись на 14%.
При этом основной объем пассажиропотока (около 90%) пришелся на поездки в Финляндию и страны Балтии. Но если в Эстонию, Латвию и Литву граждане в основном едут на рейсовых автобусах, то до Финляндии подавляющее большинство (более 70%) предпочитает добираться на маршрутках или личном автотранспорте.

Петербург — Балтийский

Емкость рынка пассажирских перевозок из Петербурга в Таллин, Ригу и Вильнюс — около 42 млн евро (более 2 млрд рублей).
Лидирующие позиции на маршрутах Петербург — Рига и Петербург — Таллин занимает эстонская компания Lux Express — за прошлый год на этих направлениях компания перевезла более 700 тыс. человек, что составляет примерно 45 – 50% от общего пассажиропотока на этих маршрутах.
Второе место, с долей около 30%, удерживает российская компания "Амрон", работающая под брендом Ecolines. Остальных пассажиров делят между собой эстонские компании Temptrans, Presto, SEBE и "Петербургская транспортная компания" (ПТК).
По словам генерального директора компании "ПТК" Алексея Ивина, таллинское направление, по которому пассажиры охотнее всего путешествуют на автобусах, осваивает множество игроков. В итоге в будние дни автобусы ходят полупустые.
"Мы делаем всевозможные акции, предоставляем скидки. Роста рынка практически нет, но есть сезонные всплески, особенно во время праздников. На объем пассажироперевозок большое влияние оказывают политические события. Например, после истории с Бронзовым солдатом пассажиропоток в Таллин сократился очень значительно. Сейчас сильно подорожал евро, что также накладывает свой отпечаток — россияне начинают активнее ездить в долларовые страны", — рассказал он.
Из России в Латвию кроме автобусов Lux Express идут рейсовые автобусы компании Ecolines. Пассажиропоток на этом направлении почти вдвое ниже, чем на Эстонском, — около 500 тыс. человек в год. На таком расстоянии, как от Петербурга до Риги (свыше 700 км), автоперевозчики испытывают серьезную конкуренцию со стороны железнодорожников и авиаторов.
"Автобусные перевозки наиболее прибыльны на коротком плече (600 – 700 км). А на более длинных маршрутах требуются сменные водители, экипажи, то есть рентабельность существенно снижается", — отмечает Александр Аристов, генеральный директор компании "АРС".

Петербург — Финляндский

Петербург — Финляндия — это самое емкое и привлекательное направление для перевозчиков, пассажиропоток на котором до начала текущего года увеличивался на 10% каждый год.
За 2013 год Финляндию посетило более 10,4 млн россиян, большинство из которых (около 8 млн человек) выехало за пределы России на автомобилях. Число поездок в Финляндию на личном автомобиле увеличилось за прошлый год на 10%, автобусные перевозки остались примерно на том же уровне (0,9 млн человек), а вот железнодорожникам удалось существенно нарастить объем — на 23%, до 461 тыс. человек.
Такого прироста РЖД удалось добиться за счет снижения цен на утренние рейсы Allegro до 39 евро (1800 рублей). В итоге сочетание низкой цены и высокой скорости привлекло пассажиров.
С июня конкуренция на российско–финском направлении обострится еще больше — компания Lux Express запустит три регулярных рейса в день из Петербурга в Хельсинки, составив конкуренцию единственному рейсовому перевозчику — петербургской компании "Совавто — Санкт–Петербург".
"Мы не готовы работать по ценам, которые выставляет Lux Express", — говорит начальник отдела пассажирских перевозок компании "Совавто" Юрий Иванов. Однако он уверен, что особых успехов конкурент не добьется: пассажиропоток в Финляндию сейчас сокращается.
С начала этого года перевозчики отмечают спад спроса на поездки в Финляндию, объясняя это явление девальвацией рубля, вследствие которой у россиян снизился интерес к шопингу в соседней стране.