"Деловой Петербург". Международные перевозчики уходят в Белоруссию

Автор фото: ИТАР-ТАСС

 Редактор dp.ru Александр Сологуб - о том, как Россия может потерять рынок международных автоперевозок.

На минувшей неделе Федеральная таможенная служба (ФТС) положила конец использованию книжек МДП (Международные дорожные перевозки) при прохождении российской таможни. Теперь остается дождаться, когда Международный союз автомобильных перевозок (МСАП, распространяет МДП) исключит Россию из своего состава, и тогда ни один российский грузовик не сможет выехать из России в Европу с товаром на борту.
Но наши перевозчики проявили смекалку и еще с конца прошлого года предусмотрительно регистрируют компании в Белоруссии, которая пока не намерена разрывать отношения с Международным союзом автоперевозок.
Теперь обо всем по порядку. Книжка МДП — это документ, гарантирующий уплату таможенных пошлин, водитель грузовика предъявляет его на таможне и без лишних хлопот проходит границу. Если по каким–то причинам груз не доходит до места назначения, то МСАП, а точнее его представитель в России — Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), — выплачивает из своего фонда таможенные платежи.
В прошлом году глава ФТС Андрей Бельянинов на фоне снижения таможенных сборов посчитал, что АСМАП недоплатила в казну за последние годы около 20 млрд рублей. Перевозчики с этой цифрой не согласились и начали спорить. Спор закончился победой сильного — ФТС стала постепенно запрещать применение в России МДП и намекнула всем перевозчикам, что они должны платить взносы в другую гарантийную организацию, а ею стала аффилированная с сотрудниками ФТС неприметная на рынке страховая компания "АрсеналЪ".
Последним оплотом свободных международных автоперевозок оставался таможенный пост под Выборгом Торфяновка, через него проходит примерно 25% российского импорта, поэтому долгое время таможенники не запрещали на нем ввозить товар по МДП.
Но 21 апреля портал закрылся. У российских перевозчиков настали новые времена. Генсек МСАП заявил о намерении исключить Россию из союза, что, вероятнее всего, и произойдет. Во всяком случае перевозчики не сомневаются в таком исходе, в том числе из–за российско–украинского конфликта, — это может стать одной из санкций, направленных на усмирение военных амбиций российских властей. Исключение России из МСАП означает потерю рынка международных автоперевозок. Без МДП российский грузовик с товаром не сможет преодолеть ни одну европейскую границу. Плюс к этому МСАП выдает разрешения на проезд по территории других государств.
Точных данных о емкости рынка международных автомобильных грузоперевозок нет, но известно, что только на ввозе товаров из Финляндии петербургские перевозчики зарабатывали более 5 млрд рублей в год. Отказываться от этих денег предприниматели не намерены, поэтому и регистрируют компании в соседней Белоруссии. Белорусский лидер Александр Лукашенко уже подтвердил преданность европейским институтам международных перевозок и не собирается запрещать МДП. Хотя никто не может быть уверен, что после очередной встречи с президентом РФ Владимиром Путиным позиция Лукашенко не изменится.