"Деловой Петербург". Хорошие сбытовые условия

Автор фото: globallookpress

Смольный хочет заставить принадлежащие городу предприятия покупать продукцию у местных производителей.  Это открывает перед промышленниками рынок сбыта объемом 230 млрд рублей. Однако госкомпании  скептически отнеслись к такой инициативе.

Комитет по промышленной политике и инновациям Петербурга (КППИ), возглавляемый Максимом Мейксиным, хочет заставить принадлежащие городу предприятия, многие из которых занимают монопольное положение на рынке, закупать продукцию у местных производителей.
"Мы начали препарировать наших крупных монополистов, изучать их потребности в продукции, что они могут покупать у петербургских производителей и почему не покупают, — объясняет глава КППИ. — Результат первых переговоров с "Ленэнерго", "Водоканалом" положительный — они готовы открывать свои закупки, готовы показывать, что и где они покупают, по какой цене".
Цель ревизии — повысить спрос на продукцию промышленного назначения, производимую местными заводами и фабриками.
Сейчас это особенно актуально, поскольку, как ранее писал "ДП", многие городские предприятия по итогам I квартала 2014 года продемонстрировали спад производства, а среди руководителей заводов и фабрик преобладают пессимистические настроения.
К тому же в конце прошлого года губернатор города Георгий Полтавченко одобрил концепцию развития местной промышленности, одним из пунктов которой как раз была протекционистская политика городских властей в сфере госзакупок, суть которой сводится к тому, что приоритет должен отдаваться местным производителям, чтобы как можно большая часть бюджетных средств оставалась в городской экономике.

Горзаказ

Ежегодно для подконтрольных Смольному предприятий прямо или косвенно приобретается товаров и услуг на сумму более 230 млрд рублей, что составляет примерно 10 – 11% валового регионального продукта Петербурга.
Заметную часть этой суммы (около 35%) составляют средства городского бюджета — за его счет в 2013 году комитеты Смольного купили для городских предприятий товаров на 80 млрд рублей. Например, только комитет по транспорту приобрел автобусов, троллейбусов, трамваев, вагонов метро за счет городского и федерального бюджетов на 5,4 млрд рублей. Помимо того, городские монополисты получают бюджетные инвестиции в рамках адресной инвестиционной программы на строительство, ремонт, реконструкцию капитальных объектов. В 2014 году они получат из бюджета более 8 млрд рублей. Этими деньгами компании распоряжаются сами.
За прошлый год подконтрольные Смольному предприятия провели более 32 тыс. закупочных процедур, приобретя товаров и услуг на сумму свыше 130 млрд рублей. Из этой суммы петербургские заводы и фабрики получили от 2 до 15%, сообщили "ДП" представители городских предприятия. Значительно большая доля (около 45%) пришлась на местных поставщиков услуг — проектные, строительные, аудиторские компании и т. п.

Пусть объяснят

Представители реального сектора давно пеняют городским монополистам на невнимание к продукции местного производства — мол, они отдают предпочтение импортным товарам, которые не всегда лучше и дешевле отечественных.
Максим Мейксин надеется, что в результате начатой работы доходы петербургских промышленников могут возрасти на десятки миллиардов рублей. "Городским компаниям будет сложнее объяснять, почему они купили китайскую продукцию и к тому же дороже, чем продукция наших заводов",— говорит чиновник.
Он напомнил, что чуть более года назад в Смольном уже был инцидент — руководство "Ленсвета" не сумело убедительно объяснить губернатору, почему госкомпания закупала китайские светодиоды, пренебрегая продукцией местных производителей "Оптоган" и "Светлана". "Сейчас мы проведем ревизию закупок "Ленсвета" за прошлый год и посмотрим, насколько они увеличили закупку светодиодов у наших производителей", — говорит Максим Мейксин.

Заказ и ныне там

Результаты ревизии могут неприятно удивить главу КППИ.
"До сих пор ни одного светодиодного светильника не закуплено. В городе отсутствует какая–либо целенаправленная политика по закупке петербургских или отечественных светодиодных продуктов. В Петербурге мы продаем менее 10%", — говорит Алексей Мохнаткин, гендиректор группы компаний "Светлана–Оптоэлектроника".
В свою очередь, в "Ленсвете" пояснили свою позицию тем, что еще в 2012 году в России отсутствовало массовое производство светодиодных светильников уличного освещения, особенно высокой мощности (250–400 Вт). Но теперь, отмечают в "Ленсвете", на рынке появилась требуемая продукция отечественного производства, в связи с чем городская компания планирует установить светодиодные светильники местного производства в количестве не менее 50% от общего числа светильников в Петербурге.

Правила игры

Как стало известно "ДП", претензии по поводу закупок городского ОАО "Санкт–Петербургские электрические сети" (СПб ЭС) бывшему вице–губернатору Игорю Голикову высказывало руководство ГК "Севкабель" — СПб ЭС закупает кабельно–проводниковую продукцию у поставщиков, предлагающих цену на 30% выше, чем у "Севкабеля", кроме городской сетевой компании, которая приобретала импортную продукцию, хотя аналогичную выпускает местное предприятие. Глава СПб ЭС Владимир Самоталин заявил "ДП", что прямых закупок импортных кабелей компания с января 2013–го по май 2014 года не проводила.
Оно и понятно, госкомпании выбирают поставщиков на конкурсе в соответствии с 223–м федеральным законом. Как правило, в их число попадают не производители, а посредники, многие из которых специализируются на исполнении госконтрактов и на открытом рынке известны мало. Обычно они обслуживают госкомпании на протяжении многих лет, зачастую смена поставщика совпадает со сменой топ–менеджеров госкомпании.
Опрошенные "ДП" представители госкомпаний скептически восприняли инициативу Смольного. Она не должна противоречить основным принципам 223–ФЗ, отмечают в ГУП "ТЭК СПб", какие–либо преференции отдельным производителям могут быть расценены другими участниками закупок, общественностью и ФАС как нарушение антимонопольного законодательства.
"Местные производители могли бы удовлетворить любую потребность городских предприятий. Даже если эта продукция сейчас не производится, то приобрести необходимые технологии и развернуть производство можно было бы в течение 2 – 3 лет. Но для этого нужна четкая городская программа", — говорит Павел Плавник, председатель совета директоров ОАО "Звезда". Это предприятие производит и поставляет на социальные городские объекты дизель–генераторы для обеспечения бесперебойного энергоснабжения. Но ГУП "Водоканал", по словам Плавника, предпочло через местного поставщика приобрести импортные дизель–генераторы.
Машиностроительная группа "Кировский завод" Георгия Семененко готова обеспечивать город трамваями, вагонами метро и автобусами. Однако в последнее время предприятие потерпело неудачу на городском конкурсе на поставку 59 вагонов метро, зато получило контракт на поставку эскалаторов в метрополитен.
Обязать госкомпании закупать продукцию у петербургских производителей — идея, безусловно, хорошая. Однако реализовать эту задачу сложно. Когда я возглавлял ныне расформированный комитет по экономическому развитию, промышленной политике и торговле, мы тоже пытались повысить спрос на товары местных промышленников со стороны подконтрольных городу компаний и комитетов правительства. Но добиться выдающихся результатов не удалось из–за антимонопольного законодательства, так как многие наши предложения воспринимались как ограничение конкуренции.
Сергей Бодрунов
президент ОАО "Группа "Аэрокосмическое оборудование", директор Института нового индустриального развития
Среди государственных унитарных, муниципальных предприятий больше всего жалоб вызывают конкурсы "Горэлектротранса" и "Пассажиравтотранса". Меньше жалуются на "Водоканал", хотя у них самый большой объем закупок. Как правило, претензии касаются необоснованного отклонения заявок или ущемления конкуренции. 223–ФЗ достаточно гибок, он позволяет заказчику составить положение о закупке под себя, и если это грамотно сделано, то отбиться от претензий не составляет проблем. Никаких преференций отечественному производителю в 223–ФЗ не предусмотрено.
Петр Яковлев
заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Петербургу