"Выходной Петербург". Мне приснилось небо Лондона

Автор фото: globallookpress

Россия начала закрывать свои границы - силовикам уже запретили покидать страну, на очереди - чиновники и бизнесмены. Редактор dp.ru Сергей Гуркин - о том, что оставаться в стороне от политики становится все сложнее.

На этой неделе много новостей касалось государственной границы. Обсуждались обе ее стороны: некоторые россияне предпочли остаться там, другим, наоборот, настоятельно рекомендуют оставаться здесь. В понедельник стало известно об увольнении гендиректора "Вконтакте" Павла Дурова. Сам он связывает свой уход с тем, что отказался сотрудничать с ФСБ и бороться "Вконтакте" с майданом и Навальным. Дуров заявил, что не собирается возвращаться, потому что Россия сейчас "несовместима с интернет–бизнесом".
Почти одновременно появились сообщения, что всем сотрудникам российских силовых ведомств, включая рядовых, приказом главы МВД Владимира Колокольцева запрещен выезд за границу. Позже выяснилось, что новый порядок выезда за границу еще прорабатывается и будет касаться лишь тех, кто имеет доступ к гостайне. Но суть дела это меняет не сильно. Уже есть первые вышедшие из строя: замначальника отдела по борьбе с мошенничеством Станислав Мигун из–за новых ограничений уволился из полиции Петербурга.
Ситуация кристаллизуется. Оставаться в стороне от политики становится все сложнее. С одной стороны, есть недовольные нынешним курсом Кремля, и если их работа связана с государством или крупными общественно значимыми компаниями, то нужно либо увольняться, либо уезжать. С другой стороны, те, кто продолжает работать в госструктурах и крупных корпорациях, сохраняют привилегии, но должны быть готовы и к ограничениям.
Совсем недавно ситуация для чиновников и крупных бизнесменов была куда благоприятнее. За поддержку власти государство щедрой рукой раздавало контракты и не замечало помарок в соблюдении законов. Тысячи людей вили гнездышки на Западе и считали, что все сложилось удачно: Россия — особая страна, но конкретно сегодня уютнее в Лондоне. Открывать свое дело и зарабатывать деньги лучше в России, особенно если ты не враждуешь с властями, но регистрировать эти компании и хранить капиталы по известным причинам лучше там. Теперь, после Украины, ставки возросли.
В Кремле считают, что России брошен вызов и что Россия должна на него ответить. На востоке Украины мы будем вести себя так, как мы считаем правильным, а со всем остальным будем разбираться потом. Список издержек пополнился пунктом о санкциях и, возможно, пополнится пунктом об ограничениях на выезд.
Не все здесь до конца ясно. Что такого случилось, чтобы именно сейчас запрещать силовикам ездить за границу? Также неясно, останутся ли они единственной такой категорией или невыездной патриотизм пропишут кому–нибудь еще. Чем дальше Кремль зайдет в этом направлении, тем большему количеству людей придется выбирать: то ли получать дивиденды от работы по–русски, но уже без западных бонусов, то ли наоборот.
Пока ситуация выглядит невесело: Россию покидают яркие представители нового бизнеса, вместо которых остаются полицейские. Впрочем, тот же Павел Дуров всего лишь месяц назад сформулировал семь причин не эмигрировать из России: низкие налоги, природные богатства, потенциал развития и пр. Все это по–прежнему в наличии.