"Выходной Петербург". Искусство–невидимка

Автор фото: www.proarte.ru

Выставка "Познавая искусство"

В Петербургской библиотеке для слепых и слабовидящих открывается выставка "Познавая искусство". Это одновременно социальный проект и художественный эксперимент. Фонд "ПРО АРТЕ" пригласил художников сделать экспозицию для слабовидящих детей и детей, лишенных зрения, по мотивам андерсеновского "Оле Лукойе". Современное искусство, при всей его безалаберности и при всех упреках в его адрес со стороны радетелей о Высоком–Добром–Вечном, в данном случае может то, чего никогда не сможет ни живопись, ни графика, ни скульптура. Его всеядность и готовность принимать любые формы, по поводу которых не язвил только ленивый, помогают приобщить к художественному опыту людей, которым никогда не увидеть картины Веласкеса, офорты Рембрандта и рельефы делла Роббиа.
На выставке все сделано так, чтобы искусство было понятно на ощупь и на слух. Дети могут повозиться с большими мышами, отдать должное их усам и хвостам, могут подойти к окну и за карнизом вдруг обмакнуть руку в центр подводного города с улицами, мощенными булыжником. Потом над полноводной рекой обнаружатся высокие башни и купол церкви. По соседству в сколоченных из фанеры гладких кубах есть странные мохнатые норы. В них пальцы нашаривают загадочные предметы. Надо догадаться, какой из них что означает. Один должен быть добротой, другой — злостью, а третий — самой пустотой.
Дети отгадывают хитрые загадки, загаданные художниками, возятся с диковинной музыкальной шкатулкой и даже заказывают себе пару снов на несколько дней вперед. Такой роскоши не было даже у мальчика Ялмара, когда Оле Лукойе неделю рассказывал ему волшебные истории. Сны вдруг воплотились наяву. С мышиной свадьбы, приснившейся Ялмару с четверга на пятницу, можно отправиться в путешествие в город, о котором волшебник рассказывал днем раньше. Все, что показывает его волшебный зонт, можно потрогать, пощупать, потрепать и при большом желании даже ущипнуть.
Художникам, похоже, повезло не меньше, чем зрителям. Они раззадорились, придумывая произведения–невидимки. Кто–то догадался призвать в союзники волшебные ветры Зефиры, чтобы семь рассказов о семи снах стали еще интереснее. Кто–то придумал невероятное продолжение андерсеновской сказки, напечатал его брайлем на лентах и сплел из них большой шар.
Тот редкий случай, когда искусство способно быть полезным.