"Деловой Петербург". Яхта Гительсона возвращается домой

Автор фото: Карапетян Рафаэль

Агентство по страхованию вкладов пытается через суд забрать три яхты бывших совладельцев группы "ВЕФК" Александра Гительсона и Дмитрия Василенко. Общая стоимость яхт - почти 5 млн евро.

Конкурсный управляющий ООО "РИА" (структура Восточно–Европейской финансовой корпорации, ВЕФК) Алексей Жумаев подал ходатайства об оспаривании сделок должника, а именно договоров купли–продажи 23–метровой океанской яхты "Риа", 19–метровой моторной яхты Sunseeker Manhattan и 20–метровой яхты Johnson Pretty Lady. Эти суда ООО "РИА" приобрело для своих собственников — президента группы "ВЕФК" Александра Гительсона и его партнера Дмитрия Василенко.

Морской волк

Стальная океанская яхта " Риа" проекта 23–М была построена на Озерной верфи (Шлиссельбург) под наблюдением Bureau Veritas в 2007 году. Всего верфь построила шесть яхт этого проекта. Последняя сошла со стапеля в 2011 году, и больше верфь суда такого класса не строит. Как сообщили на предприятии, стоимость этого судна составляет 1,3 млн евро, но, по данным суда, она была куплена за 5,5 млн евро на кредит входившего в ВЕФКПетро–Аэро–банка.
Эту яхту Александр Гительсон приобрел для себя, однако ходил на ней недолго: в кризис 2008 года банк ВЕФК попал под санацию АСВ, а сам он был арестован по обвинению в мошенничестве и растрате бюджетных средств на 900 млн рублей. Госкорпорация "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ) потратила в 2009 году на спасение банка 40 млрд рублей и с тех пор пытается возместить эти расходы, банкротя компании группы "ВЕФК". В феврале 2011 года процедура банкротства началась и в ООО "РИА".
Тем временем осенью 2010 года Александр Гительсон был неожиданно выпущен под подписку о невыезде. Официальной причиной для смены меры пресечения считается изменение законодательства: ст. 174 УК РФ, по которой обвиняется экс–банкир, переквалифицирована из особо тяжких в тяжкие.
Есть и конспирологическая версия, по которой не последнюю роль в этой истории сыграла яхта "Риа": якобы за свою свободу Гительсон обещал кое–кому ее подарить.
Впрочем, если такое обещание и было дано, выполнять его Александр Гительсон явно не собирался. Едва выйдя из изолятора, он сразу сбежал за границу. Международный розыск банкира Интерполом результатов не дал. Сама же яхта была в залоге у Петро–Аэро–банка, а затем ООО "РИА" продало ее кипрскому офшору IPF Ltd, а тот — офшору Lesotho Ltd.

Как ты яхту назовешь

Если в 2010 году яхта "Риа" помогла Гительсону обрести свободу, то спустя 2 года она же, по сути, и вернула его за решетку. В августе 2012 года береговая охрана Нидерландов приняла сигнал SOS от попавшей в шторм яхты "Риа", шедшей маршрутом Стокгольм — Киль — Эймейден — Кипр. На спасенном судне находилась гражданка Австрии Елена Рунова и ее 65–летний знакомый Сергей Соболев, гражданин государства Сент–Китс и Невис.
Елена Рунова числилась в базе Интерпола как гражданская жена Александра Гительсона. А пробивка Сергея Соболева показала, что это сам беглый банкир. К тому времени пожилая пара скрылась, но след уже был взят.
12 апреля 2013 года под Веной австрийская полиция задержала Александра Гительсона. Через 2 дня он был арестован, а еще через неделю экстрадирован в Россию. Сейчас он содержится в Матросской Тишине.

Муниципальная регата

Судьба катеров Manhattan (стоимость — около 1 млн евро) и Pretty Lady (2,5 млн евро) не столь романтична: в 2009 году их купил у ООО "РИА" другой совладелец ВЕФК Дмитрий Василенко, который как раз тогда избрался мэром Шлиссельбурга. На этом посту он пребывал до осени 2012 года, а затем избрался в муниципалитет Кировского района Ленобласти, который и возглавляет по сей день.
Оба судна, по данным ГИМС, также по–прежнему числятся за Дмитрием Василенко. В суде его представитель заявил, что срок исковой давности сделки истек, но суд этот довод не принял. Сам судовладелец–муниципал вчера не пожелал общаться с корреспондентом "ДП".