Припортовые тайны

Автор фото: Тихонов Михаил

Как стало известно "ДП", экс-вице-президент ТНК-ВР и бывший вице-президент "Силовых машин" Павел Скитович уже три года занимается планировкой почти 6 га на берегу Финского залива на границе с петербургским портом. Подробности проекта чиновники и инвесторы пока скрывают. Возможно границы порта расширятся, а может быть на берегу залива появятся бизнес-центры или жилье.

Малоизвестная компания "УК порт "Дударово" с июля 2011 года по заданию петербургских чиновников занимается подготовкой документов по планировке участка между улицей Доблести, проспектом Маршала Казакова, берегом Финского залива и Юго-Западной ТЭЦ. Разрешение вести такие работы компания получила в 2011 году, затем оно продлевалось. В очередной раз документ продлили в декабре 2013 года, однако 15 апреля срок разрешения истек.
Ознакомиться с этим документом можно тут и тут.
"УК порт "Дударово", судя по данным СПАРК, была создана прямо накануне начала этих работ в 2011 году. Владельцы "УК порт "Дударово" — Александр Неклюдов (10%) и Владислав Щеголь (45%). Также часть компании (45%) зарегистрирована на офшор на Маршалловых островах. Как удалось выяснить dp.ru, Владислав Щеголь — недавний выпускник московской Высшей школы экономики (ВШЭ). После завершения учебы он полгода поработал во Внешэкономбанке экономистом, а затем вошел в долю "УК порт "Дударово". К слову, порта с таким названием в природе не существует, и почему компания так называется, пока не очень понятно.
Об этой фирме известно немного. Ее уставный капитал — 10 тыс. рублей. Она зарегистрирована в Москве по адресу пер. 1-й Тружеников, д 14, стр. 5, в маленьком бизнес-центре вместе со многими другими небольшими фирмами. Гендиректор — один из акционеров фирмы Александр Неклюдов.
Каким-то объяснением происходящему могло бы стать то, что фактическое руководство компанией, видимо, осуществляет ее исполнительный директор Павел Скитович. В его профессиональном багаже — должности топ-менеджера РАО "Норильский никель", заместителя директора московского филиала "ЛМЗ-инжиниринг", заместителя гендиректора по стратегии "Силовых машин", члена правления компании "Интеррос" и вице-президента российско-британской компании "ТНК-ВР". Британские акционеры даже как-то выдвигали его на должность главы ТНК-ВР, но не сложилось. Чуть больше года назад в качестве исполнительного директора "УК порт "Дударово" Павел Скитович выступал в авторской телепрограмме председателя правления Юникредитбанка Михаила Алексеева с рассуждениями о необходимости развивать портовую инфраструктуру для грузовых перевозок (полную версию программы можно увидеть тут). Именно этим направлением на территории Петербурга, по всей видимости, и занимается новая компания Павла Скитовича.
Целую неделю dp.ru пытался связаться с кем-то из менеджеров компании, чтобы узнать об их планах на прибрежные территории Петербурга. Ближе всех мы были к крупнейшему акционеру фирмы Владиславу Щеголю — несколько раз написали ему личные сообщения в Facebook. Но, несмотря на его довольно заметную активность в этой сети, он нам не ответил. Не смогли ничего рассказать про компанию и ее планы и чиновники, которые лично выдавали разрешения на исследовательские работы, а затем продлевали их.
Территория около петербургского порта, которую может освоить "УК порт "Дударово", ограничена берегом Невской губы, будущей пробивкой улицы Доблести и будущими дорожными магистралями в Кировском и Красносельском районе. Это почти 6 га промзоны и бывшего золоотвала. Здесь складировали золу угольных электростанций, а значит, прежде чем начать на территории какие-то работы, нужно будет провести масштабную рекультивацию земли. В то же время, участок имеет свои преимущества. Прежде всего, это прямой выход к воде и близость к порту.
В комитете по градостроительству и архитектуре (КГА) dp.ru пояснили, что работы по планированию территории в районе Невской губы идут по постановлению петербургского правительства от 16.05.2006 №596. По этому документу, их может вести любой желающий: как юрлицо, так и физическое лицо. В данном случае, работы ведутся "в целях комплексного устойчивого развития территории". В КГА также уточнили, что результатом многолетнего планирования должно стать "установление границ зон планируемого размещения объектов капстроительства и границ земельных участков". 
Планировку территории нужно одобрить в КГА. Именно это, в данном случае, пока и не сделано. Если же планировка будет согласована, это даст компании возможность претендовать на освоение земли близ порта.
Как удалось выяснить dp.ru, "УК порт "Дударово" выступает исключительно заказчиком работ. Непосредственно проектирование ведет их подрядчик, некая местная петербургская проектная компания. Назвать ее или поделиться контактами бизнесменов в КГА отказались.
По всей видимости, заказчик начал задерживать оплату подрядчику-проектировщику, из-за этого работы и приостановились. Обычно подобное масштабное планирование длится два-три года. Но сейчас оно должно было бы завершиться. Срок последнего разрешения истек 15 апреля 2014 года. "Эскиз планировки территории, представленный ООО "УК порт "Дударово", возвращен компании на доработку. Откорректированная документация на рассмотрение комитета не представлена", — сообщили dp.ru в КГА. В комитете уточнили, что распоряжение о подготовке документации продолжает действовать, пока чиновники не поймут: проекта ждать не стоит. У "УК порт "Дударово" есть время примерно до конца года, заявили в комитете.
Эксперты полагают, что эти территории очень интересны для освоения, прежде всего, из-за соседства с портом. "Документация по планировке территории разрабатывается, вероятнее всего, с целью строительства объекта производственно-складского назначения. Учитывая близость Морского порта, компания-разработчик может быть связана с транспортно-логистической деятельностью", — прокомментировала dp.ru этот объект Светлана Ким, директор по развитию группы компаний AAG. Так же она полагает, что своей документацией "УК порт "Дударово" может в будущем обосновать возможность строительства, а значит компания планирует приобретение прав на участки.
Также в границы территории проектирования попадает участок акватории, зарезервированный городом под перспективную деловую застройку с 2015 года. К тому же, за счет территории водного фонда границы города могут быть расширены. С другой стороны, участок соседствует с районами на пр. Маршала Казакова, которые активно застраиваются жильем.
"Эта зона сейчас является промышленной, поэтому потребуется рекультивация земель. После этого, думаю, здесь возможно возведение жилого объекта экономкласса. Стоимость 1 м2 в нем составит до 90 тыс. рублей", — полагает Андрей Бойков, директор департамента инвестиционных продаж NAI Becar в Петербурге. Он добавил, что Ленинский проспект и прилегающие территории сейчас активно застраиваются девелоперами, там появляются объекты эконом-, комфорт- и бизнес-класса. Стоимость 1 м2 в таких проектах растет, спрос на жилье в этом районе стабильный. Район развивается, и его территории становятся все более и более востребованными.