"Деловой Петербург". Google подгонит такси

Автор фото: Волков Павел

В Петербурге растет конкуренция на рынке онлайн–служб вызова такси. В 2014 году выйти на него планирует развивающийся на деньги корпорации Google американский сервис Uber, которому придется конкурировать с "Яндекс.Такси".

В Петербурге увеличивается количество онлайн–агрегаторов такси, которые составляют все большую конкуренцию традиционным диспетчерским и таксопаркам. Новый сегмент рынка частных перевозок привлекает не только крупных московских игроков, но и американские компании. В этом году открыть свой сервис для петербургских клиентов намерена американская компания Uber, в которую в прошлом году инвестировала корпорация Google.
Объем рынка таксомоторных перевозок в Петербурге составляет около 10 млрд рублей. Доля онлайн–заказов (через сайт или мобильное приложение), по данным участников рынка, пока не превышает 7 – 10%.

Все идут в онлайн

Возможность заказать такси сначала через сайт, а затем и через мобильное приложение участники рынка пассажирских перевозок в Петербурге стали предлагать несколько лет назад. Одними из первых экспериментировать с этим направлением стали так называемые диспетчерские службы. В отличие от таксомоторных компаний, они не имеют собственного парка и работают с любыми автовладельцами по договору предоставления информационных услуг.
Наибольшего успеха в этом добилась федеральная служба такси "Везет" со своим сервисом RuTaxi, которая до сих пор, по признанию участников рынка, принимает подавляющие число онлайн–заказов. Как правило, компания берет около 10% от заказа. В это же время завели свои онлайн–службы и приложения и крупнейшие петербургские таксопарки — такие как "Такси 068" и "6 000 000". Однако их доля пока несравнима с RuTaxi.
Такси, заказанное через агрегатор, обходится пассажирам дешевле, чем такси из традиционного таксопарка, так как последние вынуждены включать в цену затраты на персонал и амортизацию транспорта, а также выполнять различные требования законодательства, которые, как правило, не касаются агрегаторов и диспетчерских служб.
С недавнего времени на рынок вышли сервисы, работающие только в режиме онлайн, без возможности оставить заказ по телефону. Крупнейшим из них считается служба "Яндекс.Такси". Изначально компания в Петербурге ориентировалась на сотрудничество с крупными таксомоторными компаниями, но впоследствии снизила требования к партнерам. Размер комиссии "Яндекс.Такси" составляет 5 – 15%.

Сервис для богатых и продвинутых

Конкуренция на рынке приводит к тому, что новые сервисы по вызову такси все чаще пытаются закрепиться в специализированных нишах. В конце прошлого года в Петербурге появился сервис Wheely, принадлежащий сыну бывшего губернатора Пермской области Антону Чиркунову. Сервис специализируется на заказе автомобилей премиум–класса и работает с компаниями, которые сдают такие автомобили в аренду. Фирма берет 20% комиссии за заказ.
Оплата происходит только по карте. В компании заявляют, что объем инвестиций в развитие сервиса в каждом новом городе составляет 15 – 60 млн рублей.

Такси по–американски

Прямым конкурентом Wheely в Петербурге уже в этом году может стать американский сервис Uber. Он известен тем, что в 2013 году привлек $258 млн от фонда Google Ventures. Среди других его инвесторов — Lowercase Capital, TPG Growth, Benchmark, Menlo Ventures, Goldman Sachs. Компания, как и Wheely, пока работает только с автомобилями премиум–класса и позволяет расплачиваться только с помощью банковской карты.
У компании масштабные планы по захвату мирового рынка. В конце прошлого года она привлекла $2,5 млрд, которые будут выделяться водителям — партнерам фирмы на покупку автомобилей. При этом, пока водители будут работать на Uber, ставка будет льготной. Тем самым компания одновременно планирует быстро решить проблему со скоростью подачи автомобилей и стабильностью водительского состава.
В начале года Uber начал работать в Москве. По словам участников рынка, сервис пока находится в тестовом режиме и договоры о сотрудничестве активно не заключает. "Когда этотмомент настанет, мы будем только рады партнерству, — говорит директор по развитию компании "Командир. Такси" (работает в премиум–сегменте) Наталья Новикова.
Свои планы по развитию в Uber не комментируют, однако на сайте компании появилось объявление и о поиске руководителя для развития петербургского филиала.
В то же время участники местного рынка сомневаются, что в Петербурге протеже венчурного фонда Google ждет успех. "Несмотря на уверения разработчиков все новых сервисов по вызову такси, доля пользователей, заказывающих такси через смартфон или Интернет, в Петербурге ежегодно растет не более чем на 1%", — говорит директор по развитию "Петербургского такси 068" Виктор Соловьев. Чтобы переломить консерватизм клиентов, по его мнению, необходимы значительные инвестиции в рекламу.
Рынок заказа такси онлайн уже насыщен. По большому счету каждая уважающая себя таксомоторная компания имеет свои собственные мобильные приложения с широким функционалом. При этом количество потенциальных пользователей услуги в данный момент явно переоценено. Многие из инвесторов ориентируются на то, сколько сейчас у населения находится айфонов. Однако ситуация у нас в стране такова, что устройство последней модели сейчас есть даже у тех, кто зарабатывает в несколько раз меньше, чем оно стоит. Такие люди в булочную на такси не ездят. Тем не менее перспективы у рынка есть. Еще 10 лет назад таксомоторные компании платили большие деньги "Северо–Западному телекому" за то, чтобы в их справочной службе "09" по запросу "такси" называли их телефон. И кто сейчас помнит эту службу?
Алексей Эвентов
совладелец такси "6 000 000"