"Деловой Петербург". Уйти нельзя инвестировать

Автор фото: ИТАР-ТАСС

 Глава ТРИЗА Exclusive" в Петербурге Илья Сметанин - о том, сможет ли кризис на Украине повлиять на развитие бизнеса в России.

Сегодня вновь актуален вопрос, где поставить точку в заголовке выше. Смогут ли события на Украине и реакция на них российских политиков кардинально повлиять на развитие бизнеса в России, существенным образом ухудшить деловой климат? Нам, представителям рекрутинговых компаний, уже стали приходить письма от топ–менеджеров приблизительно следующего содержания: "Иностранные акционеры, скорее всего из–за событий в Крыму, отказались от планов развития бизнеса в России. Я открыт для предложений о работе".
Мы решили взглянуть на ситуацию глазами иностранцев, но не тех, кто где-то далеко, а близких нам — глазами экспатов. Мы провели опрос среди руководителей иностранных производственных, торговых и строительных компаний. В опросе участвовали финны, турки, канадцы, итальянцы, шведы, французы, румыны, испанцы, немцы. Сразу отмечу — паники нет. Оценка происходящего взвешенная, осторожная и далеко не безнадежная. Одни говорят, что "объем бизнеса не снизится, если удастся удержать рубль в приемлемом диапазоне", другие не верят, что европейские страны пойдут на серьезные экономические санкции, третьи сетуют, что "компании, которые думали приходить в Россию, действительно оценивают риски как высокие из–за отсутствия детальной информации о происходящем", четвертые уверены, что "кризис закончится, так как все это политическая игра". Есть и те, кто отложил программу инвестирования на 6 месяцев, чтобы посмотреть, что будет дальше, а кто–то, оставаясь на рынке, прописывает сценарий ухода с рынка. Самый пессимистичный отклик звучал так: "Такое ощущение, что российские политики совершенно не думают об экономическом росте". Участники нашего опроса оценили и риски. Так, топы считают, что если компания хотела выйти на российский рынок, то риск, что она это не сделает, составляет 4 балла из 5. Вероятность, что уйдет компания, уже присутствующая на рынке, — 2 балла. Выше среднего риски, что компания отложит или свернет инвестиционную программу (3,44 балла).
В конце 1980–х были популярны телемосты между СССР и США. Возможно, именно сейчас следует вернуться к этой практике. Да, мейнстрим западных СМИ не хочет и принципиально не будет слышать ни нас, ни сынов и дочерей собственного отечества, работающих в России. Но верю, что можно многое изменить, если установить медиамосты между локальными СМИ в России и локальными СМИ в Европе. В частности, дать слово в иностранной прессе экспатам, работающим в России, а в нашей — российским специалистам, работающим за рубежом. Бизнесу не нужен весь этот сумасшедший агитпром мейнстрима. И он должен сказать свое слово.