"Деловой Петербург". Где купят органические продукты

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Исполнительный директор ООО "Грин Лайф" Дмитрий Кокаев - о перспективах развития рынка фермерских продуктов.

Я придерживаюсь мнения о причинах прибыльности компаний, которое озвучено в книге бизнесмена Дмитрия Хотимского "Наживемся на кризисе капитализма". Действительно, по мнению, изложенному в книге, прибыль компаний не так сильно зависит от трендов рынка или профессионализма менеджмента компании, как от того, насколько много тратит население на покупки, а это, соответственно, во многом зависит от того, как государство распределяет свой бюджет. Если в стране много свободных денег у населения (в том числе кредитных), все компании будут иметь много клиентов и будут прибыльными. В нашем случае, когда мы говорим о рынке фермерских продуктов, все именно так и есть. Имея деньги, очень многие горожане готовы тратить их на здоровую и вкусную еду, и поэтому сегмент натуральных продуктов растет. Сейчас же в экономике не самая лучшая ситуация. Во время рецессии расходы сокращаются, большинство покупателей ограничивается покупками обычных промышленных продуктов, и лишь небольшая прослойка обеспеченных людей по–прежнему покупает дорогие натуральные продукты.
Но главный вопрос: а где именно такие продукты будут покупать? Конечно, когда клиент отдает солидную сумму за набор продуктов к ужину, ему гораздо комфортнее делать это в обычном магазине, где он видит, что продукт свежий, его можно попробовать и понять, что он вкусный, и т. д. Продавать продукты питания через Интернет, да к тому же по достаточно высоким ценам — весьма специфический бизнес. Вот поэтому и получается, что сейчас основной тренд развития продаж натуральных продуктов я вижу в двух направлениях: продажи через офлайн–магазины или же небольшие отделы при ресторанах и поставки натуральных продуктов в сетевые продуктовые магазины. Что касается работы с сетевыми магазинами, здесь все тоже непросто. Безусловно, сами сети чувствуют тренд на здоровое питание и готовы продавать такие продукты. Но при этом конечно же не упускают случая как следует обработать поставщиков всеми своими излюбленными методами: попросить бонусы, плату за вход, выписать штрафы за недопоставки и т. д. И при этом не следует забывать, что все фермерские продукты имеют ограниченный срок хранения и, что тоже немаловажно, очень часто требуют дополнительной сертификации, что отнимает время и деньги. Так что работа с натуральными продуктами по поставкам их в сети — тяжелый, низкорентабельный бизнес. Вижу развитие рынка фермерских натуральных продуктов прежде всего в том, чтобы развивать крупные производства, имеющие сертификаты ИСО, ХАССП и конечно же органического соответствия. Например, недавно в Санкт–Петербургской торгово–промышленной палате прошла презентация российской системы контроля качества органических продуктов, которая при этом учитывает все особенности российских производств. Надеюсь, что в ближайшее время в Госдуме все–таки закончат доработку закона об органических продуктах питания и он вступит в силу. И тогда на рынке будет больше порядка, появятся четкие критерии оценки продуктов. Сейчас на рынке ситуация крайне непрозрачная — любой производитель пишет на упаковке "экопродукт", при этом никто не может точно сказать, что именно это значит.