Заводы впали в весенюю депрессию

Автор фото: Вдовин Сергей
Тихвинский вагоностроительный завод

Впервые за последние пять лет петербургская промышленность в первом квартале этого года сбавила обороты на 6,3%. Промышленников спад не удивляет, по мнению большинства, он будет еще глубже.

На 6,3% снизился индекс промышленного производства в Петербурге по итогам января-марта текущего года, подсчитали в Петростате. Одновременно с этим Комитет промышленной политики и инвестиций (КППИ), возглавляемый Максимом Мейксиным, огласил итоги очередного исследования настроений промышленников — «Индекс КППИ» падает третий месяц подряд и по итогам марта остановился перед критически низким уровнем 50,3%. А это значит, что в среде промышленников стремительно набирают силу пессимистические настроения и уже почти половина предпринимателей не видят света в конце тоннеля.
Руководители заводов и фабрик, опрошенные «ДП», ожидают сохранения негативных тенденций в большинстве отраслей городской промышленности из-за грозящих стране экономических санкций и резкого падения потребительского спроса.
Как ранее писал «ДП», диапазон падения спроса в первые месяцы текущего года составил от 1% до 9% по разным секторам: от общепита до непродовольственной розницы. Все чаще граждане предпочитают не тратить заработанное на текущее потребление, а откладывать деньги или помещать сбережения в недвижимость. Если темпы снижения промпроизводства останутся на текущем уровне, то по итогам этого года валовой региональный продукт Петербурга потеряет, как минимум, 1,8% или примерно 36 млрд рублей.
Деревообрабатывающая, химическая, легкая промышленность лидируют по темпам снижения, обороты в этих отраслях упали за первый квартал более чем на 20%. Однако их доля в совокупном обороте местной промышленности не столь велика, что бы оказать весомое давление на индекс промпроизводства.
Совсем другое дело автоиндустрия - на долю автозаводов и их местных поставщиков приходится примерно 15% от всего оборота местной промышленности. Поэтому снижение спроса на автомобили пропорционально отражается на динамике выпуска транспортных средств — он за три месяца этого года упал на 3,8%.
Снижение спроса на автомобили — это одна из главных причин пессимистических настроений петербургских промышленников, пояснили в КППИ.
«Продажи автомобилей могут в обозримом будущем могут неожиданно и резко обвалиться, поскольку сейчас из-за девальвации рубля обесцениваются сбережения граждан, растут цены на автомобили, повышаются проценты по кредитам. Все это стимулирует тех кто хотел обзавестись автомобилем не откладывать покупку, а приобрести машину уже сегодня, пока хватает денег. Скоро все желающие отоварятся и спрос может упасть еще больше, а следовательно снизится производство и заводы сократят заказы на автокомплектующие», - прогнозирует Олег Букин, финансовый директор компании «Металлопродукция», производящей автокомпоненты.
В качестве другой существенной причины пессимистических ожиданий промышленников в КППИ называют санкции со стороны США и ЕС из-за кризиса на Украине. «Санкции, конечно, пока никакого отношения к происходящему спаду не имеют. Промышленность инертна, чтобы так быстро реагировать на санкции. Происходящий спад мы прогнозировали еще год назад, уже тогда наша промышленность уверенно двигалась к стагнации, чтобы ее преодолеть нужно модернизировать производство и совершенствовать институты власти. Тогда через 5-7 лет ситуация улучшится. А разовые меры господдержки дадут краткосрочный прирост, но потом снова будет спад», - говорит Сергей Бодрунов президент «Группы «Аэрокосмическое оборудование».
С ним соглашается Михаил Пильцер, гендиректор Ассоциации деревообработчиков и мебельщиков Ленобласти и Петербурга: «Причина спада очень проста — 50% продаваемой у нас мебели китайского производства, здесь она только собирается. Развивать производство в РФ невыгодно. Нужно вкладывать деньги в приобретение нового оборудования, как правило, импортного, а кредитно-денежная политика в строане такова, что стоимость денег в разы выше чем на Западе. Но даже под 15-18% годовых деревообработчики не могут получить необходимый для обновления производства кредит на $2-3 млн без дополнительного обеспечения. А гарантии  государство дает только оборонным предприятиям».
Гендиректор группы компаний «Севкабель» Владимир Бухин отмечает, что в стратегии социально-экономического развития Петербурга до 2030 года раздел «промышленность» отсутствует. «Это что, сигнал нам, что мы здесь не нужны и у нас еще остался потенциал на 5-6 лет? Этот вопрос беспокоит не только меня», - говорит эксперт.
Менее пессимистично настроены местные металлурги. Они сократили выпуск на 4,5%. «На заводе «Петросталь» как и в целом в металлургической отрасли, наблюдалось сокращение объемов производства. Однако уже во втором квартале предприятие готовится увеличить загрузку мощностей и существенно улучшить производственные показатели», - заверил официальный представитель Кировского завода.
В ОАО «Ижорские заводы» и ООО «ОМЗ-Спецсталь» сообщили «ДП», что объем заключенных котнрактов в первом квартале 2014 года превысил плановые показатели. Правда, собеседник «ДП» не уточнил были ли эти показатели выше прошлогодних, но при этом заверил, что «Ижорские заводы» получили за прошлый год 500 млн рублей прибыли и в этом году заработают не меньше.
Лучше всех обстоят дела у оборонных предприятий. «Заводы загружены заказами на несколько лет вперед. Предпосылок для спада нет», - уверяет Михаил Подвязников, гендиректор СЗРЦ Концерна ПВО «Алмаз – Антей». По его мнению, спад производства сегодня объясняется тем, что внешние условия изменились, а государство еще не достаточно четко обозначило курс, по которому следует двигаться отечественной промышленности в сложившейся ситуации — если государство будет поддерживать бизнес и стимулировать производство инновационной импортозамещающей продукции, то дальнейшего спада не будет.