Жан Луи Сюро: Туризм – это долгосрочные инвестиции

Автор фото: Евгений Лучинский
Жан Луи Сюро, директор замка Амбуаз.

Директор замка "Амбуаз", центрального среди знаменитых луарских замков под Парижем, рассказал dp.ru, как туристический объект приносит 15% прибыли, почему в залах проводят семинары и не организуют свадьбы, и каковы шансы Петербурга стать туристическим городом.

- Жан Луи, замок "Амбуаз", которым вы руководите, - частное предприятие, а не государственная собственность. Для России это необычная практика. Расскажите, как строится ваш бизнес?
- Замок частный, он принадлежит Фонду Святого Людовика, который возглавляет Его высочество граф Парижский. Каждый год мы вкладываем 700-800 тыс. евро (около 18 млн рублей) в этот объект. Эти средства идут на содержание замка и его территории, на реставрацию, и на сервис. Такова специфика туристического объекта: в сервис постоянно нужно инвестировать. Публика должна полюбить место, в котором побывала. А для этого исторический памятник нужно сохранять и подавать в наилучшем виде.
- Помимо 800 тыс. евро в год, требуются еще какие-то инвестиции?
- Да, и в основном это фонд оплаты труда (ФОТ) и расходы на наших постоянных подрядчиков. Не буду озвучивать сумму, это коммерческая информация. Но для содержания замка нужно много рабочих рук. Это кассирши, гиды, садовники, работники безопасности, сервис, маркетинг, производство, поставка и продажа сувенирной продукции и многое другое. Есть еще жилищно-коммунальные расходы (ЖКХ), но на отопление и электричество уходит намного меньше средств.
- Все расходы окупаются только за счет визитов туристов?
- К счастью, да. "Амбуаз" посещает 350-400 тыс. человек в год. Кстати, самая многочисленная категория иностранных посетителей - туристы из России.
Все посетители не только покупают билеты, но и сувениры, пользуются какими-то услугами. Еще мы предлагаем аренду залов. Устраиваем 40-50 ужинов в год. И цены у нас не такие уж высокие, если сравнивать их с парижской арендой.
- И, наверное, проводите свадьбы?
- Нет, свадьбы не проводим. Никогда. Был печальный опыт с некорректным поведением участников, особенно под вечер. Нам не нужны такие проблемы.
- Какие маркетинговые ходы помогают вам привлечь посетителей именно в ваш замок, ведь замков в долине Луары много?
- Обычно туристы приезжают в долину на пару дней из Парижа. За это время невозможно посетить все здешние замки. Но они наверняка успевают посетить два-три, может быть пять. Так, с одной стороны, замки дополняют друг друга. С другой стороны, конечно, нам приходиться бороться за то, чтобы среди тех пяти мест, в которые отправится турист, был "Амбуаз". Мы делаем акцент на исторической ценности и расположении. "Амбуаз" в центре маленького города, вокруг много ресторанчиков, торговых точек и прочего.
- Как давно "Амбуаз" приносит прибыль?
- Как туристический объект он стал рентабельным с 60-х годов, когда во Франции многие обзавелись частными автомобилями, начал развиваться внутренний туризм.
- Какой была чистая прибыль в 2013 году?
- Я бы не хотел называть конкретные цифры в евро, но могу сказать, что это около 15%. Все эти деньги Фонд инвестирует в другие объекты.
- В какие?
- В замок Бурбон, королевскую часовню, церковь в Париже, которая принадлежала королевской семье, и несколько парижских домов. Дома мы сдаем в аренду, а остальные объекты нерентабельны. Мы содержим их, в том числе, на чистую прибыль от замка.
- В последние годы вы наблюдали рост прибыли или, наоборот, падение?
- Вообще, у нас много разных клиентов, давно наработанные бизнес-контакты, поэтому мы не страдаем от каких-то локальных трудностей на том или ином рынке. 10-15% прибыли – более-менее стабильный показатель. Но в последние три года посещаемость "Амбуаза" была рекордной.
- С чем вы это связываете?
- Туризм - это долгосрочные инвестиции. Мы не рассчитываем, что посетителей станет больше на следующий же день после того, как мы вложили средства в то или иное направление. На российском рынке мы работаем уже 15 лет, и вот теперь пожинаем плоды в виде наплыва русских туристов. PR-план мы пишем на 3-5 лет вперед, и раз в три года можем вносить какие-то коррективы.
- По итогам визита в Петербург, какой местный опыт в привлечении туристов вам показался интересным?
- Самый прекрасный опыт, который я вижу, это качество реставрации и презентации Петербурга в целом. Когда вы вечером въезжаете сюда из "Пулково", сразу ощущаете, что попали в имперский город. Я вижу, что у городских властей есть желание развивать туризм и сделать его средством дохода, и это правильно. Например, Эрмитаж - великолепный музей, вне конкуренции, но важно, что и город вокруг - такой же прекрасный. В последний раз я был в Петербурге 10 лет назад, он был и тогда красив, но, по сравнению с тем периодом, результаты сегодня - феноменальные.