"Деловой Петербург". Кредиты пакуются в пластик

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Объем выдачи кредитов в магазинах Петербурга сократился на 10% и сейчас составляет 15-20% розничного рынка, заметили банкиры и ритейлеры. Теперь клиенты предпочитают пользоваться кредитными и классическими картами.

Выдача pos–кредитов (кредиты в магазинах) в Петербурге сократилась в прошлом году примерно на 10%, рассказали "ДП" в нескольких банках. Вместо того чтобы брать дорогие кредиты возле прилавка, покупатели все чаще предпочитают расплачиваться кредитными картами. При этом объем выдачи розничных кредитов в феврале 2014 года, по данным ЦБ РФ, вырос к аналогичному периоду прошлого года на 15%, до 61 млрд рублей. Доля pos–кредитов составляет 15–20% розничного рынка.
По данным Frank Research Group, выдачи необеспеченных кредитов в России в 2013 году приросли на 29,4%, при этом наибольший рост показала выдача карточных кредитов — 44,2%, а наименьший — pos–кредиты, всего на 11,3%.
"Прирост объема выданных pos–кредитов по итогам 2013 года в нашем банке составил 18%. Итоги I квартала в 2014 году зафиксировали спад на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, — говорит Ольга Гончарова, директор региональных продаж филиала "Санкт–Петербургский" Альфа–Банка. — Это связано в основном с политикой федеральных и региональных компаний — ряд сетей переходят на услуги брокеров, которые предлагают кредиты всех банков, тем самым размывая долю основных игроков банковского сектора потребительского кредитования".
При этом число выданных филиалом кредитных карт в 2013 году выросло в 1,5 раза.

Привыкли к картам

Снижение выдачи pos–кредитов подтверждают и ретейлеры. Они замечают, что покупатели в прошедшем году стали чаще оплачивать товары кредитными и классическими картами. Безналичный расчет стимулировался ростом числа эквайринговых терминалов, через которые проводятся платежи по банковским картам.
По данным Центробанка РФ, с 2008 года число эквайринговых терминалов в Петербурге выросло в 2,7 раза, почти до 64,2 тыс. устройств. Для сравнения: число банкоматов, сети которых активно наращивали банки последние годы, росло в том же периоде не так активно — в 2,1 раза, до 11,8 машины.
Красноречивы показатели роста объема операций по оплате товаров и услуг картами — с 2008 года прирост был восьмикратный, до 519,1 млрд рублей в 2013 году. В 2011–2012 годах объем таких операций прирастал на 80–90%, а в 2013 году — на 40%.
Число эмитированных карт банками в Петербурге на 1 января 2014 года составило 10,2 млн штук.
"В I квартале 2014 года в "Евросети" в Петербурге доля кредитной выручки составила 13,36%, тогда как в аналогичный период прошлого года — около 18%, — говорит управляющий филиалом "Северо–Западный" компании "Евросеть" Денис Голещихин. — Мы наблюдаем замещение pos–кредитов кредитами по банковским картам. Так, доля pos–кредитов демонстрирует падение с 84% в I квартале 2013 года до 52% в I квартале 2014 года. В то же время доля продаж по банковским картам, наоборот, демонстрирует рост с 16 до 48%. В совокупности объем кредитных денег увеличился". Он объясняет сложившуюся тенденцию прежде всего тем, что количество людей, которые предпочитают оплачивать покупки пластиковой картой, из года в год растет.
"Доля pos–кредитования в Петербурге сопоставима с общероссийской и находится на уровне 15%. Эта доля стабильна последний год и колеблется в зависимости от проведения различных акций", — говорит представитель сети магазинов электроники "М. Видео" Антон Пантелеев.
Изменение доли оплаты именно кредитными картами он не называет, аргументируя это тем, что компания такой статистики не ведет. "В наших продажах доля оплаты пластиком, в том числе кредитными картами, стабильно растет. На сегодняшний момент на безнал приходится 47% оплаты всех покупок. Это на 4% больше, чем в 2012 году", — добавляет Антон Пантелеев.

Просрочка наступает

Банки заинтересованы в привлечении клиентов на долгий срок обслуживания и в продаже им дополнительных услуг. Кредит на товар клиент обычно берет разово и на срок в 6–12 месяцев, а кредитная карта оформляется на 2–3 года. Поэтому часть банков, выдающих кредиты в магазинах, начали вместе с такими займами продавать и кредитные карты. Как отмечают в банках, многие клиенты научились считать свои расходы на выплаты кредитов, а разница по ставкам может составлять до 10% в пользу кредитной карты. Если по карточным кредитам ставки для зарплатных клиентов банков начинаются от 20% годовых, то по pos–кредитам — примерно от 30%. Однако стоит учитывать, что в сегменте pos–кредитов высока доля просроченных кредитов и в результате активной выдачи кредитных карт просрочка по последним также может вырасти. По подсчетам Объединенного кредитного бюро, просрочка по активным картам в феврале–марте 2014 года приросла на 1,46 процентных пункта, до 12,22%, а по pos–кредитам — на 0,53, до 14,88%. В целом на долю просроченных розничных кредитов приходится 3,5–4% от портфеля.
Тем не менее на рынке pos–кредитования активно работают "дочки" двух госбанков — Сбербанка и ВТБ: "Сетелем" и Лето–Банк соответственно, которые пока к этому сегменту интереса не теряют.
Мы не наблюдаем сокращения выдач pos–кредитов. Но мы действительно видим увеличение объемов оплаты товаров по кредитным картам. В 2012 году рост объемов одобренных лимитов по кредитным картам по сравнению с 2011–м составил более 60%, в 2013 году динамика была в 2 раза выше. Если говорить о pos–кредитах, то в последние 2 года прирост по выдачам составлял в среднем 30% в год. Риски по продукту всегда напрямую зависят от длительности жизненного цикла кредита. Чем он выше, тем выше вероятность дефолта. Поскольку кредитная карта — револьверный продукт, то есть лимитом клиент может пользоваться без ограничений по времени, то и риски по ней для банка выше.
Сергей Горбатенко
руководитель по потребительскому кредитованию дирекции "Северо–Запад" банка "Хоум Кредит"