"Деловой Петербург". Компромисс между законом и прибылью

Автор фото: Семенова Виктория

Девелоперы все чаще отказываются от проектов в центре Петербурга из-за жестких ограничений, власти пока не могут поддержать исторические здания в хорошем состоянии. Участники круглого стола dp.ru попытались найти компромисс между законом и прибылью.

Строительство новых зданий в центре Петербурга практически сошло на нет. Девелоперы, сталкиваясь с жесткими градостроительными ограничениями при работе в центре, часто отказываются от проектов в центре и уходят на периферию. А город не в состоянии поддерживать исторические здания в хорошем состоянии за счет бюджета. Поэтому многие из них без заботливой руки ветшают и разрушаются.
Как найти золотую середину между желанием заработать и не навредить городу, обсуждали участники круглого стола, инициированного "ДП".
Президент холдинг RBI Эдуард Тиктинский: "Найти золотую середину между развитием и сохранением города непросто. Полностью законсервировать город, остановив его развитие, не выход. Ничего не делая, мы не сохраняем, а разрушаем. Нам нужно четко ответить на вопрос, что именно мы сохраняем, и определить границы того, что и где мы можем менять. Но в городе есть существенные пробелы в законодательстве. Но есть и компромисс, который мы реализуем, например, в своих проектах. На счету RBI уже четыре проекта, в составе которых есть памятники культурного наследия. Мы сохраняем их, проводя реконструкцию и приспосабливая под современное использование".
Руководитель архитектурной мастерской "Григорьев и партнеры" Владимир Григорьев: "Создавать архитектурные шедевры в центре города сегодня мешают неясность целей заказчика и непонятность согласовательных процедур. Работа с объектами культурного наследия — это дикий компромисс между законопослушностью и желанием все–таки извлекать прибыль. В настоящем архитектурном шедевре должна быть определенная мера бессмысленности. Как бессмысленны, но прекрасны шпили в центре города, которые невозможно напрямую продать.
Создание объектов в центре города как молельная процедура: можно ходить в храм — дорогой и высокий, как собор Святого Петра, а можно пойти к Стене Плача и тоже помолиться. Вот нас, архитекторов, все время склоняют в это прокрустово ложе — не в храм ходить, а учиться молиться у Стены Плача".
Генеральный директор компании "Knight Frank Санкт-Петербург" Николай Пашков: "Вопрос сохранения исторического центра — экономический. Чтобы у нас в городе дома не разваливались, кто–то должен инвестировать в них. Но, приходя в проект, инвестор должен понимать, что он на этом заработает. А сейчас многие не понимают. И, запрашивая участок под застройку, говорят: исторический центр не предлагать. Поэтому львиная доля жилищного и офисного строительства вышла за пределы исторического центра, где крайне сложно что–либо согласовать. Город экстенсивно расширяется. Жизнь уходит на периферию. А то, что остается внутри, постепенно приходит в упадок."
Руководитель направления элитной недвижимости "ЛСР. Недвижимость - Северо-Запад" Лариса Инченкова: "Современные города мало чем отличаются в разных странах. Только их центры самобытны и имеют свое лицо. Поэтому надо с уважением относиться к желанию властей сохранить наш город. Для этого правила игры должны быть четкими, понятными. Пока же согласование высотности, уплотнения, парковок нередко происходит через суды или какими–то обходными маневрами. А должны быть четкие правила, понятные всем. Если их не будет, через 200 лет мы увидим совсем другой центр. Да, с точки зрения сиюминутной прибыли много денег можно получить за дом, построенный в дорогом месте. Но в исторической перспективе дом для города дороже."
Руководитель "Архитектурного бюро Столярчука" Анатолий Столярчук "Я занимался проектом жилого дома на ул. Мира, 36, который примыкал к соседнему, 1902 года постройки. Мы сделали проект — очень простое фоновое решение. Получили за него архитектурную премию. Но вступили в жуткое противоречие с заказчиком, который хотел видеть в здании современное прочтение петербургского модерна. Заказчик стал рисовать нам свои стилистические решения. В итоге мы расстались. Он нанял другую компанию. Она сделала то, что он хотел. Проект скандально провалился при рассмотрении на градсовете. Потому что нельзя рисовать модерн, если ты не умеешь этого делать. В итоге проект опять вернулся к нам. Вывод такой: строя в центре, надо уважать среду, в которой ты работаешь. А пожелания инвестора — не истина в последней инстанции."
Член совета по охране культурного наследия при правительстве Петербурга Александр Марголис: "КУГИ разрабатывает серьезный документ — дополнение к федеральному закону об охране культурного наследия. Он поступит на общественное обсуждение в мае. Он впервые дает четкое определение исторического центра. До сего момента это понятие, как ни странно, все трактовали по–разному. Хотя очевидно, что сначала надо договориться, о чем речь идет, а потом уже вступать в дискуссию. Центр — это приблизительно 5–7% территории современного города. Мы его оберегаем, храним, как умеем. А ко всему, что находится за его пределами, относимся так, будто это временно оккупированные территории. Тот же промышленный пояс на глазах деградирует. Там всё расхватали в первые годы возвращения капитализма в Россию, и выкупить эти участки подчас не удается. А судьба этих территорий является ключом решения очень многих проблем, в том числе и исторического центра. Но, чтобы развивать их, городу нужна градостроительная политика. А ее у нас нет последние четверть века. Отсюда и гримасы — градостроительные ошибки, о которых все говорят."
Директор по маркетингу "Плаза Лотос Груп" Елена Мургина: "Наш город строился с определенными целями: как имперская столица со своей идеологией и финансовыми потоками. Возникла почва для появления архитектурных шедевров. Сейчас один из главных вопросов — как эти шедевры приспособить под современное использование. Эта тема последние 100 лет проходит красной нитью, наверное, у всех городских архитекторов. Стиль приспособления был разный. В СССР, например, здание приспосабливали под уплотнительное заселение людей. Позже — под новые функции: офисы, универмаги. Важно, что современные инвесторы предлагают архитекторам свою финансовую модель и готовы выслушать их идеологию. В такой синергии шедевры могут возникать и в наши дни."
Заместитель директора проекта компании Arabtec Construction LLC (застройщик "Лахта Центра") Пейман Аскаринежад: "Поскольку Петербург является мировым культурным наследием, чтобы здесь могли работать застройщики, нужно откорректировать законы. Лично я против строительства высотных зданий в центре города. Хотя такие здания нужны всем городам, в том числе и историческим. Но они должны появляться в удаленных районах. И, прежде чем их строить, застройщики, проектировщики, общественность должны взвешивать каждый шаг и быть в постоянной дискуссии. Нужно планировать город таким образом, чтобы ни в одном месте строительство высотного здания не испортило исторические панорамы."
Директор департамента жилой недвижимости "Colliers International Санкт-Петербург" Елизавета Конвей: "Власти города не желают брать на себя ответственность за сохранение культурного наследия и перекладывают ее на девелоперов, что последним совершенно невыгодно. Петербург сейчас теряет роль второго по экономической силе города страны: у нас идет мощнейший отток денег в Москву. И портрет сегодняшнего покупателя недвижимости сильно изменился. Бюджеты покупок и формат самой недвижимости уменьшились. Девелопер в первую очередь думает, как выжать наибольшее количество эффективных метров из куска земли или исторического здания. Во вторую — об облике объекта. А о внутреннем комфорте для людей часто забывает. Хотя в Европе обратный тренд: акцент с внешнего смещается на внутреннее пространство. Хорошо бы и нам его сместить".
Вице-президент групы компаний Springald Виталий Никифоровский: "Нормы застройки, которые действовали раньше, к современной жизни уже имеют мало отношения. И говорить о том, что надо взять все 10 тыс. исторических зданий под охрану и ничего с ними не делать, — это путь в никуда. У города достаточно ресурсов, чтобы провести поквартальную реновацию территорий: выделить там архитектурную жемчужину и параллельно дать инвестору право поработать с внутриквартальными зданиями. Я, кстати, ради интереса однажды опросил знакомых, сколько дворов–колодцев они посещали. 90 процентов ответили, что вообще никогда не сворачивали с красных линий: потому что закрыто или просто страшно".
Президент Санкт-Петербургского союза строительных компаний Владимир Гольман "Сегодня во власти строительством почти никто не занимается. Вице–губернатора Марата Оганесяна, который курирует этот вопрос, мы получили с трудом. А губернатор не интересуется этой темой вообще. Что, на мой взгляд, очень плохо, поскольку градоначальник должен быть хозяйственником и разбираться в таких ключевых вопросах, как экономика и строительство. Но сегодня положение в городе очень сложное. Все время идет какой–то сумбур, смена власти. Нет человека, который отработал бы в администрации несколько лет! С городом невозможно говорить, потому что не с кем говорить! И малому бизнесу пробиться в строительную сферу невозможно. Остались только крупные предприятия, такие как "Эталон" и RBI. А малый бизнес, который раньше немало работал и в историческом центре, задушили теми же согласованиями. И умным профессионалам никогда не пробиться на тот уровень, который соответствует их знаниям и положению".
Председатель совета директоров Санкт-Петербургского центра информационно-технологического обеспечения оптимальных условий комплексного использования подземного пространства Евгений Ломакин:  Год назад мы по своей инициативе начали работу по геотехническому обоснованию стратегии реновации исторического центра Петербурга. Выяснилось интересное: те свайные фундаменты, которые еще Петр I сделал и заглубил в морские пески, стали со временем по уровню деформации лучше, чем железобетон. Но, если к ним проникает кислород, все конструкции сгорают чисто химически. Когда вы начинаете строить что–то новое рядом, радиус влияния гидрогеологических процессов определяется километрами! К сожалению, геологию в этой работе изучают и учитывают пока недостаточно.
Генеральный директор компании Terra Incognita Сергей Федоров: "Судя по состоянию старого жилого фонда, дома скоро начнут рушиться. Расселить их частному инвестору не только экономически не под силу, но часто и юридически: нет рычагов воздействия на жителей. Если бы город в этом процессе участвовал, он бы нашел какие–то возможности ("отключим газ", например). Хотя у Петербурга нет в достаточном количестве маневренного фонда для расселения. Город строит за счет бюджета муниципальное жилье, а потом оно приватизируется. В то же время обычные люди вынуждены брать ипотеку. То есть затянувшийся переходный период от социализма к капитализму приводит нас к тому, что мы старый центр теряем и в то же время выбрасываем деньги на ветер, создавая какие–то неравные условия для граждан."
Генеральный директор компании "Леонтьевский мыс" Игорь Оноков: "Всегда можно доказать с помощью калькулятора, что самое выгодное — построить здание в центре Летнего сада. Прибыль будет сумасшедшая! Но, слава богу, никто в эту сторону не думает. Хотя давление денег в вопросе развития центра велико. Сейчас много людей, живущих по принципу "после меня хоть потоп". Мы дети своего времени. За одно поколение мы перешли от социалистического общества в капитализм. Но наш менталитет еще в прошлом. У нас много денег. Но не хватает культуры. Мы видели, как строят сараи, но не знаем, как строить дворцы. Поэтому часто человек с деньгами требует большой сарай. Он просто ничего другого не знает. Нужно повышать культурный уровень инвестора. А пока он будет повышаться, нужно сохранять среду.