Харьков и Донецк временно притихли

В Харькове и Донецке передышка — после личного вмешательства руководителей страны и крупнейших бизнесменов протестующие отступили. Некоторые политики заговорили о стабилизации, но российский МИД намекает на гражданскую войну.

После того, как в Харьков прилетел министр внутренних дел Украины Арсен Аваков, а в Донецк — вице-премьер Виталий Ярема, ситуацию удалось временно успокоить. Накануне пророссийские активисты захватили штурмом здания областных администраций и другие объекты в городах на востоке Украины, а в Донецке даже успели провозгласить Донецкую народную республику, назначить референдум на 11 мая и попросить у Владимира Путина "ввести миротворческий контингент".
Такое быстрое развитие событий, видимо, не входило в планы Кремля.  Председатель  комитета Совета федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров заявил, что военный контингент Россия в другие страны будет вводить только после решения Совбеза ООН в составе международных миротворческих войск. Само по себе это ни о чем, конечно, не говорит, во-первых, можно и без войск обойтись, одними "вежливыми людьми из самообороны", во-вторых, разрешения Совфеда Путину использовать войска за рубежом (без всяких одобрений ООН) пока никто не отменял.
Тем не менее в Харькове ввели режим антитеррористической операции, и обладминистрацию освободили, задержав 70 человек по подозрению в сепаратизме. Освободили и телебашню, она находится под контролем милиции. И.о. президента Украины Александр  Турчинов заявил, что против милиционеров применялись ручные гранаты и огнестрельное оружие. Сам Аваков, кстати, сообщал лишь о светошумовых гранатах и травматическом оружии.
В Донецке все оказалось сложней. К зданию обладминистрации прибыл даже крупнейший бизнесмен страны, миллиардер Ринат Ахметов, убеждавший активистов сложить оружие. Именно Ахметов, сообщает Цензор.Нет, повез лидеров протеста на переговоры к Виталию Яреме. Вице-премьер объявил о договоренностях: милиция не идет на штурм, захватчики складывают оружие. Но пока здание не освобождено.
Стороны предпринимают информационные маневры. Организация "Комитет патриотических сил Донбасса" заявила об "отмене решения о создании Донецкой республики" и "признании незаконными заявления об отделении Донецкой области". Дело в том, что КПСД — как раз прокиевская организация, выступающая за единство Украины. Расчет, видимо, был на то, что никто не разберется, и он оправдался, даже крупные российские СМИ поспешили передать, что республика распущена.
Соседи Украины по-разному восприняли перелом. Президент Польши Бронислав Коморовский успел заявить, что "горячая фаза кризиса" миновала, и ситуация начинает стабилизироваться. Но МИД России сделал другое заявление: о том, что в юго-восточные районы Украины "стягиваются подразделения внутренних войск и национальной гвардии Украины с участием боевиков незаконного вооруженного формирования "Правый сектор". "Перед ними поставлена задача силового подавления протестов жителей юго-востока страны против политики нынешних киевских властей, — отмечают дипломаты. — Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что к этой операции подключены около 150 американских специалистов из частной военной организации "Greystone", переодетых в форму бойцов подразделения "Сокол".
То есть Москва по-прежнему описывает обстановку как весьма напряженную и призывает "немедленно прекратить любые военные приготовления, чреватые развязыванием гражданской войны". Накануне Сергей Лавров провел переговоры с и.о. главы МИД Украины Андреем Дещицей, госсекретарем США Джоном Керри и министром иностранных дел Германии Вальтером Штайнмайером, а также написал статью в The Guardian. Позиция Москвы остается неизменной — нужны "срочные меры по организации общенационального диалога", конституционная реформа и "недопущение насилия". Кстати, в Днепропетровске областные власти уже сделали шаги навстречу пророссийским активистам, подписав с ними соглашение об отказе от сепаратистских призывов с одной стороны и свободного выражения политических взглядов — с другой. В днепропетровской обладминистрации им даже выделили помещение для работы.
Так или иначе, если кто-то рассчитывал на то, что Россия поспешит вводить танки в Донецк, то он ошибся. Для Путина все же важно соблюсти внешние приличия, и если в Крыму о независимости говорил Верховный совет республики, то в Донецке — митингующие с улицы. К тому же это плохой пример для России. Продолжается обострение отношений со странами Запада, так, США объявили о приостановке сотрудничества в сфере ядерной безопасности и планах по прекращению финансирования работ по повышению уровня защиты российских ядерных объектов, а это уже может быть воспринято серьезно в отличие от запрета на въезд десятку-другому персонажей.
Но и о разрешении конфликта говорить не приходится. Пророссийские митинги в городах востока Украины наверняка продолжатся, и такое напряжение продлится минимум до конца мая, когда пройдут выборы президента Украины. В конечном итоге Москва желает добиться федерализации, то есть автономизации Юго-востока Украины с тем чтобы получить неформальный контроль над ним постепенно и без крови, а если уж говорить об отделении регионов, то это должно происходить "изнутри". Все будет зависеть от поведения украинских властей.