Билетеры идут в онлайн

В Петербурге растут объемы онлайн–продаж билетов на культурно–массовые мероприятия. Это привлекает все новые стартапы, которые пытаются закрепиться даже в закрытых сегментах рынка.

В Петербурге растут объемы продаж билетов на культурно–массовые мероприятия через Интернет. Крупнейшие участники рынка сообщают, что в выручке их доля уже достигает 30 – 40%. Отсутствие необходимости устанавливать и содержать собственные кассы при онлайн–продажах привлекает к направлению все новые компании из сферы ИТ. От общей тенденции пока отстает сегмент театральных билетов. Доля онлайн–продаж в нем не превышает 5 – 10%. По мнению участников рынка, это следствие закрытости рынка, на котором правила игры якобы диктует подконтрольное городу ООО "Дирекция театральных и зрелищных касс" (ДТЗК). Остальные же участники рынка в основном вынуждены довольствоваться небольшими квотами.

Рост в режиме онлайн

Петербургский рынок билетов на культурно–массовые мероприятия оценивается в 5 – 8 млрд рублей. Всего на нем работают около 10 участников. Среди них ДТЗК, kassir.ru (дочернее предприятие холдинга PMI), "Софит" и др. В последнее время участники рынка активно вкладываются в системы онлайн–продаж билетов. В частности, несколько миллионов долларов уже вложил в свою новую систему владелец корпорации PMI Евгений Финкельштейн. По его словам, результатом стало то, что за последний год доля продаж онлайн–билетов в его компании выросла с нескольких процентов до 30 – 40%.
На растущий рынок продаж билетов через Интернет выходят и новые игроки. Одним из последних стал стартап компании "Радарио", которую на средства зарубежных бизнес–ангелов запустили петербуржцы Сергей Сучков и Антон Брянцев. В компании называют своим конкурентным преимуществом облегченный алгоритм покупки билета и более низкую, чем у конкурентов, комиссию.
В прошлом году компания начала c продажи клубных и концертных билетов, а в начале 2014 года вышла в сегмент театральных билетов. Он, по собственным данным компании, оценивается в 3,2 млрд рублей. В марте "Радарио" устроила пробную распродажу дешевых билетов на не самые ходовые спектакли нескольких театров. За 24 часа компании удалось продать более 2 тыс. билетов.
Однако многие театры еще на стадии переговоров отказались от сотрудничества. "В неофициальной беседе некоторые из них объяснили, что не хотят вызвать недовольство ДТЗК", — сообщил источник в компании.
Знакома подобная ситуация и владельцу театрального портала "Жизнь — театр". "Я участвовал в продвижении системы компании BigBilet, но в результате мы столкнулись с таким же давлением со стороны ДТЗК. Театры просто боятся потерять доступ к продаже билетов через их кассы", — говорит Павел Чердынцев. Как результат через собственную электронную базу ДТЗК, которую ипользуют и сами театры, сейчас продается до 70% билетов. Оставшиеся билеты другие участники рынка получают в виде небольших квот.
По мнению же участников рынка, эта система должна быть передана под контроль самих театров, а беспрепятственный доступ к ней должен получить любой желающий без каких–либо квот. В таком случае количество продаваемых через Интернет билетов может вырасти в 4 – 5 раз.

А есть ли монополия?

Телефон гендиректора ДТЗК Сергея Назарова не отвечал. "Я сомневаюсь, что ситуация обстоит именно так, иначе это было бы нарушением условий конкуренций на рынке. Я же всегда выступаю за либерализацию", — сообщил "ДП" вице–губернатор Петербурга Василий Кичеджи. Впрочем, он пообещал разобраться в ситуации, но лишь после того, как к нему официально обратятся заинтересованные лица. Представители театров и крупных участников рынка опровергают, что их продажи контролируются ДТЗК.
"У нас существует несколько контрагентов помимо ДТЗК, роль которой не является даже определяющей. Мы готовы работать со всеми надежными партнерами", — рассказал гендиректор Санкт–Петербургского государственного академического театра им. Ленсовета Валерий Градковский.
"Театры и так получают множество предложений со стороны билетных систем. Поэтому отношение к новым компаниям настороженное. О какой монополии может идти речь, если только компания "Софит" продает не менее 30% театральных билетов", — говорит Евгений Финкельштейн. По его мнению, сейчас на этом рынке вращается чрезмерное количество игроков и, скорее, их число сократится.

Победить консерваторов

Еще одна причина, по которой продажа театральных билетов через Интернет в Петербурге развивается медленнее, чем хотелось бы участникам рынка, — необходимость в большинстве случаев получать купленные билеты в кассах или через курьера.
Для того чтобы зритель мог самостоятельно распечатать билет, театрам необходимо внедрять специальные контрольно–пропускные системы. Стоимость одной такой системы может достигать 500 – 600 тыс. рублей.
"Мы сейчас ведем переговоры со многими театрами о внедрении таких систем, но руководство зачастую идет на это неохотно", — рассказал Евгений Финкельштейн. Впрочем, он уверен, что через полгода театры будут вынуждены уступить, если не захотят упускать прибыль.
Хотя ДТЗК и была монополистом, сейчас это далеко не единственный оператор на рынке. Мы уже работаем с тремя системами и готовы подключиться к четвертой. При этом ДТЗК, даже если, возможно, и пытается грести все под себя, — одна из немногих компаний, кто полностью отвечает строгим требованиям по ведению отчетности. Что касается перехода на полностью электронные билеты, то если нам предложат систему, которая будет не только удобной, но и полностью законной, то я двумя руками за. Для меня очень важно снижать наши существующие издержки на услуги продавцов.
Александр Калинин
директор петербургского Большого театра кукол
Мне неизвестны причины, но с петербургскими театрами, в отличие от московских, действительно невозможно договориться. И речь вовсе не в несовершенстве существующих законов. Билет можно распечатывать вместе с корешком, который сгодится для любой отчетности. Несмотря на сложности, мы все равно будем договариваться с театрами, предлагая им, к примеру, бесплатное мобильное приложение с афишей театра и возможностью купить билет. Пока в Петербурге своего собственного приложения нет ни у одного театра.
Михаил Минин
гендиректор ООО "Культурная служба" ("Пономиналу.ру")