"Деловой Петербург". Хельсинкский транзит

Автор фото: Коньков Сергей

Финская авиакомпания Finnair вступила в альянс с российским авиахолдингом S7 Airlines, чтобы расширить транзит из Петербурга через Хельсинки в другие страны. Эксперты говорят, что в перспективе это приведет к снижению "транзитной" роли Москвы.

Финский авиаперевозчик Finnair заключил соглашение о совместной деятельности с российским авиахолдингом S7 Airlines. Как сообщил Аллистер Патерсон, коммерческий директор компании Finnair, с 26 апреля пассажиры получат дополнительную возможность вылететь из Пулково в Хельсинки на самолетах S7, а затем из Хельсинки рейсами Finnair (не покупая дополнительных билетов) лететь в другие города Финляндии и другие страны. Благодаря этому финский перевозчик, получивший за прошлый год 8,5 млн евро убытков, рассчитывает увеличить количество транзитных пассажиров из России на бортах своих самолетов и поправить свое финансовое здоровье.
Помимо Петербурга самолеты S7 будут возить в Финляндию пассажиров из Москвы и Екатеринбурга. А в перспективе финская авиакомпания компания намерена самостоятельно связать новыми рейсами столицу Финляндии с Казанью, Самарой и Нижним Новгородом. Межправительственные соглашения по этому поводу подписаны, но пока руководство Finnair не определилось со сроками и количеством рейсов.
Пока доля россиян в общем количестве перевезенных пассажиров Finnair — около 5% (примерно 500 тыс. человек в год), подсчитал Аллистер Патерсон.

Транзитный поток

Направление Петербург — Хельсинки остается стратегически важным для финского перевозчика. Компания открыла его 50 лет назад, начав с двух рейсов в неделю, а сейчас выполняет два в сутки и сокращать количество рейсов не собирается, несмотря на то что конкуренция за пассажиров сильно обострилась после запуска скоростного поезда "Аллегро" из Петербурга в Хельсинки. Это обстоятельство, конечно, расстраивает руководство Finnair, но оно решило сделать ставку на транзитных пассажиров из России, предложив им удобную стыковку дальнемагистральных рейсов в заокеанские страны.
Цена билета такова, что если пассажир летит только из Петербурга в Хельсинки, то это приносит убыток, признает Аллистер Патерсон, но компания рассчитывает таким образом поощрять транзитных пассажиров.
С целью их привлечения в этом году Finnair планирует запустить новые дальнемагистральные рейсы из Хельсинки в Майами, Торонто, китайский Сиань и Ханой. Спрос на перелеты по этим направлениям стремительно растет, в том числе и со стороны россиян. В Finnair полагают, что лететь в эти страны через Хельсинки будет удобнее, чем через Париж или Франкфурт. Для этого компания также намерена потратить около 1 млрд евро на замену 11 устаревших низкоэффективных Airbus А340, запущенных в эксплуатацию в начале 1990–х годов, на новые А350. Первый самолет войдет в строй в конце 2015 года, а затем будет вводиться по самолету каждый квартал.

Прямые рейсы

По мнению Олега Пантелеева, генерального директора агентства "АвиаПорт", действия Finnair по развитию транзита за счет российских пассажиров могут создать прекрасные предпосылки для запуска прямых дальнемагистральных рейсов из Пулково: после того как финская авиакомпания раскатает стыковочные маршруты из Петербурга, появится достаточный спрос, чтобы запустить прямые рейсы. "Внакладе здесь может оказаться "Аэрофлот", который везет транзитных пассажиров из Петербурга в Москву, а оттуда отправляет по всему миру", — добавляет эксперт.
Стоит отметить, что и по многим внутренним маршрутам петербуржцам еще недавно приходилось летать через Москву. Однако в последние годы ситуация кардинально меняется — из Пулково запускаются новые рейсы в областные центры. Правда, большинство таких маршрутов открылось исключительно благодаря государственным субсидиям.
Впрочем, некоторые из них уже вышли на самоокупаемость. Например, в компании "РусЛайн" сообщили, что рейс из Петербурга в Ульяновск в этом году будет функционировать без государственного софинансирования.
В текущем году мы планируем обслужить в аэропорту Пулково более 14 млн пассажиров. В 2013 году пассажиропоток приблизился к отметке 13 млн пассажиров. Одним из приоритетов нашей компании является развитие дальнемагистральных маршрутов. Простимулировать появление новых авиакомпаний, выполняющих дальнемагистральные рейсы, может государство путем постепенного введения режима открытого неба (отмена ограничений по частоте рейсов и количеству иностранных перевозчиков, допущенных до полетов в Россию), а также установлением безвизового режима для иностранных граждан, въезжающих в Россию, сроком на 72 часа.
Сергей Эмдин
генеральный директор ООО "Воздушные ворота Северной столицы"