"Деловой Петербург". Сергей Васильев: "Не вешайте на нас олимпийские объекты"

фото взято с официального сайта Внешэкономбанка

Сергей Васильев, заместитель председателя Внешэкономбанка, рассказывал "Деловому Петербургу" о поддержке малого и среднего бизнеса, кредитовании олимпийских строек в Сочи и спасении российских банков, пострадавших от экономического кризиса.

Какие программы поддержки бизнеса ведет ВЭБ, как обстоит дело с программой для малого бизнеса, которую ведет "дочка" ВЭБа — МСП–Банк? Каковы перспективы ее развития на Северо–Западе?
— Поддержка малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетов деятельности Внешэкономбанка. Основным агентом Внешэкономбанка по поддержке данного сегмента выступает МСП– Банк. За время работы программы поддержки было предоставлено 270 млрд рублей, при этом финансирование получили 45 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ).
Регионы СЗФО — активные участники программы. На Северо–Западе представлены все продукты МСП– Банка, в том числе есть специальные продукты для предпринимателей, которые осуществляют неторговую деятельность на территории Калининградской, Ленинградской, Новгородской и Псковской областей, а также в Петербурге. Эти специальные программы были разработаны в рамках Балтийской инициативы государственного банка Германии KfW и Внешэкономбанка.
Финансированием малых и средних компаний также занимаются "дочки" Внешэкономбанка — банк "Глобэкс" и Связь–Банк, которые с момента вхождения в группу "ВЭБ" уже выдали кредитов МСБ на общую сумму около 226 млрд рублей.
В 2014 году начинает работу Международный фонд поддержки предпринимательства, создаваемый ВЭБом и немецкой банковской группой KfW. Основным направлением работы фонда станет финансирование средних предприятий производственной сферы в диапазоне от 150 млн до 1 млрд рублей. Объем инвестиций в фонд со стороны Внешэкономбанка составит $150 млн, аналогичная сумма будет внесена со стороны KfW.
ВЭБ занимается поддержкой экспорта и привлечением иностранных инвестиций, после вступления в ВТО прошло 2 года. Какие произошли изменения на рынке? Выдерживают ли местные производители конкуренцию с импортными?
— ВЭБ определен координатором деятельности по комплексной поддержке экспорта российских товаров, работ и услуг, обеспечивающих в том числе рассмотрение заявок на получение такой поддержки в режиме одного окна. Можно сказать, что создана национальная система поддержки российского промышленного экспорта. В 2013 году гарантийная поддержка по линии Внешэкономбанка составила 120 млрд рублей, что обеспечило экспорт российской промышленной продукции на сумму примерно 660 млрд рублей. Объем портфеля кредитов и гарантий Внешэкономбанка на 14 февраля 2013 года по финансированию экспорта составляет около 137,5 млрд рублей.
За последний год объем экспортного финансирования вырос почти в 2,4 раза, в том числе объем кредитного портфеля увеличился более чем в 8 раз. Текущий объем поддержанных ВЭБом экспортных контрактов российских компаний составил на середину февраля около 727 млрд рублей.
Каковы планы по поддержке российских экспортеров на 2014 год?
— В настоящее время на рассмотрении в банке находятся несколько десятков крупных и средних экспортных проектов с предполагаемым объемом участия ВЭБа на общую сумму более 300 млрд рублей.
Структура экспорта несырьевых товаров нуждается в серьезной модернизации, в том числе из–за значительных изменений на традиционных для России сырьевых и энергетических рынках, где ситуация сегодня не вполне стабильна. Необходимо увеличение доли высокотехнологичной, наукоемкой продукции, развитие в целом новых сегментов и формирование системы стимулирования и поддержки внешнеэкономической деятельности.
Одним из приоритетов федеральной экономической политики в текущем году станет поддержка экспортеров, в частности распространение страхования экспортных контрактов. Особое внимание будет уделено созданию финансовых инструментов страхования таких контрактов для малых и средних предприятий.
Банк обратит внимание на поддержку малого и среднего бизнеса, начинающих предпринимателей, которые планируют производить высокотехнологичную продукцию и заинтересованы в выходе на внешние рынки. Таким клиентам должны быть предложены специализированные продукты, доступные для них по стоимости кредита и учитывающие специфику их деятельности, включая различные риски, которые свойственны именно этому виду производства. Мы работаем в данном направлении.
Что касается нашего отношения к предложению министра экономического развития Алексея Улюкаева создать в рамках Внешэкономбанка на базе ЭКСАР и Росэксимбанка единый институт поддержки экспорта, который бы сочетал и страховое, и кредитное плечо, — это один из возможных вариантов.
При принятии решения о целесообразности такого шага мы будем руководствоваться лучшими мировыми практиками, чтобы, с одной стороны, избежать ненужной конкуренции между организациями, а с другой — обеспечить максимизацию роста объемов кредитования.
В разгар кризиса ВЭБ принимал участие в спасении нескольких банков. Так, ВЭБ по–прежнему участвует в капитале Связь–Банка и "Глобэкса" и, судя по последним выступлениям, пока не готов выйти из банков. Что будете делать дальше с бизнесом этих структур, ищете ли покупателя?
— Мы считаем, что в текущей рыночной ситуации они должны оставаться универсальными коммерческими банками, пытаясь заработать в каждой нише со своим платежеспособным спросом и надежными заемщиками.
Наша задача — выгодно вывести их из состава группы в течение 10–15 лет. Возможно, поэтапно, через привлечение миноритарных акционеров. У нас есть финансовая модель, которую мы разработали в прошлом году. Мы представили ее и в ЦБ, и Наблюдательному совету Внешэкономбанка. Она предусматривает выход из капитала этих двух банков на безубыточной основе. Реализация этой модели должна быть обусловлена улучшением экономической конъюнктуры, повышением мультипликаторов к капиталу до уровня не ниже 1,5. Поэтому мы подчеркиваем, что в планах Внешэкономбанка нет продажи или выхода из капиталов этих банков в ближайшее время или в среднесрочном периоде. И главная цель — повышение капитализации и Связь–Банка, и "Глобэкса" с увеличением капитала первого уровня в 2,5 – 3 раза.
Потенциальные инвесторы есть, но называть их мы считаем пока что преждевременным.
Известно, что ВЭБу требуется господдержка до 2020 года на 1 трлн рублей, иначе может произойти дефолт организации из–за масштабной выдачи кредитов на нерыночных условиях (400 млрд рублей, по оценке McKinsey). Реально ли привлечь такой объем средств? Будет ли сокращена поддержка реального и финансового сектора, пока не привлечено финансирование в ВЭБ?
— Важно понимать, что увеличение капитальной базы необходимо ВЭБу не потому, что у нас много специальных проектов, а потому, что мы играем существенную роль в увеличении ВВП и реализации проектов развития.
Ускоренный рост кредитного портфеля — вот та очевидная причина, по которой банку необходима докапитализация, государственная поддержка. И это нормальная практика для банков развития, которые, как правило, не являясь акционерными обществами, не могут увеличить свою ресурсную базу традиционными для коммерческих банков способами.
Например, все заимствования Банка развития Германии обеспечены государственными гарантиями. В Бразилии это льготное фондирование, в Китае — прямые имущественные взносы в капитал.
По сути, вложения государства не увеличиваются. Это депозиты, которые размещены во Внешэкономбанке. Они будут конвертированы в капитал банка.
Какого прироста портфеля кредитов вы ожидаете?
— Кредитный портфель у нас растет более чем динамично. В начале 2013 года достигнут объем кредитования, запланированный на начало 2015 года.
Совокупный кредитный портфель превысил 1 трлн рублей. По прогнозам, на конец 2014 года кредитный портфель достигнет 1 трлн 475 млрдрублей. Эти деньги работают в крупных инфраструктурных проектах, в телекоммуникациях и других отраслях. Это кредиты, выданные на срок более 5 лет, часть — на 10 – 15 лет.
Это деньги, которые пошли на кредитование олимпийской стройки, создание инфраструктуры региона, а также на решение задач, поставленных государством, по санации, реструктуризации и управлению стратегическими активами в реальном и финансовом секторах экономики.
ВЭБ инвестировал 90 млрд рублей в олимпийские объекты. Какой отдачи от вложений ждет ВЭБ, стоит ли рассчитывать на получение хоть какой–то доходности и в какой перспективе?
— Банк кредитовал 20 олимпийских проектов общей стоимостью свыше 311 млрд рублей. Объем участия ВЭБа — более 241 млрд рублей. Сейчас обсуждаются проблемы с возвратностью части кредитов. Выход из ситуации будет найден.
Межведомственная комиссия, созданная в конце прошлого года, приняла решение в течение 2 лет не брать с наших заемщиков средства ни по обслуживанию кредитов, ни по их погашению. Мы посмотрим, как заработают проекты; у нас будет 2 года после Олимпиады, и за это время мы сможем трезво оценить, как идет эксплуатация объектов, как продается недвижимость.
Нам необходимо сделать все возможное, чтобы максимально загрузить олимпийские постройки. Нет сомнений по поводу будущего Сочинской ТЭС, аэропорта и ряда других объектов. Вопрос со спортивными сооружениями, гостиничными и развлекательными комплексами более сложный. Худший из возможных сценариев — передача олимпийских объектов на баланс ВЭБа. Вешать на нас такой объем непрофильных активов — это фактически значит ставить крест на деятельности банка как института развития.
Олимпиада — трудный, затратный и при этом уникальный проект, который может открыть немало возможностей. Именно благодаря общим усилиям Краснодарский край шагнул в век современной инфраструктуры — за 5 – 6 лет в Сочи сделано то, на что другие государства тратили десятилетия.