"Деловой Петербург". Подряды довели до банкротств

Автор фото: итар-тасс

Структуры ГК "Акрос", связанной с братьями Ротенбергами, сотрясают банкротства. Долги отдельных компаний составляют сотни миллионов рублей. Но холдинг с помощью сторонних фирм продолжает выигрывать тендеры правительства Ленинградской области.

В Петербурге признано банкротом ООО "Строительная компания "Акрос" (СК "Акрос"). Предприятие, до 2013 года входившее в одноименный строительный холдинг, связанный с друзьями Владимира Путина Аркадием и Борисом Ротенбергами, было одним из крупнейших исполнителей строительных подрядов в Петербурге. Сложности возникли и у других дочерних предприятий холдинга: ЗАО "АБЗ–Акрос" (асфальтобетонный завод) и ООО "Техсоюз" (сдает в аренду строительную технику) — в отношении них были поданы заявления о банкротстве. В холдинге утверждают, что компании успели расплатиться по долгам и заявления будут отозваны. А вот в отношении СК "Акрос" уже введена процедура конкурсного производства.

Не продается

Головное предприятие холдинга — ЗАО "Акрос" в июле прошлого года внесли в реестр недобросовестных поставщиков до 2015 года после расторжения контракта по строительству новых корпусов для ФГБУ"Российский научно–исследовательский институт им. Поленова". Причиной стало использование компанией турецкого кабеля вместо немецкого при прокладке электросетей.
Сейчас на конкурсах холдинг "Акрос" представляет ООО "ИнжДорСтрой" (ИДС). ИДС, собственником которого числится Андрей Тищенко, формально не связан с ЗАО "Акрос", но информация о выигранных компанией контрактах публикуется на официальном сайте холдинга.
С июля по декабрь 2013 года компании удалось выиграть три подряда комитета по дорожному строительству Ленобласти на ремонт дорог общего пользования в Гатчинском и Лужском районах на 620 млн рублей. "Серьезных претензий по выполнению этих подрядов у нас не возникало", — рассказали в комитете. При этом все конкурсы правительства Петербурга компания пока проигрывает.
ГК "Акрос" работает в сфере дорожного строительства Петербурга и Ленобласти с 2005 года. Парк компании насчитывает более 200 единиц дорожно–строительной техники. Кроме того, в структуре компании несколько профильных заводов, склады и офисные помещения. Консолидируемая выручка ГК в 2012 году составила 4,5 млрд рублей. Портфель дорожно–строительных заказов, выполняемых ГК "Акрос", в 2013 году оценивался в 2,6 млрд рублей.
До 2013 года единственным владельцем ГК числился предприниматель Александр Шинкаренко. В 2013 году представители компании заявили о продаже контрольного пакета холдинга члену совета директоров банка "Северный морской путь" (СМП Банк) Павлу Бальскому. Участники рынка называют Бальского правой рукой совладельца банка Аркадия Ротенберга.
Банкротство ООО "СК "Акрос" в июле 2013 года инициировало подведомственное комитету по благоустройству Петербурга ГУДП "Центр" из–за долга размером всего 9 млн рублей. Холдинг поспешил отмежеваться от компании. Как сообщил "ДП" генеральный директор ЗАО "Акрос" Сергей Марков еще осенью, она была продана офшору "Бефетигунскверк ЛТД". Его бенефициары и сумма сделки не раскрываются.
По словам Сергея Маркова, новый собственник планировал увеличить уставный капитал предприятия, раздать долги и снова выйти на рынок дорожного строительства. По данным ЕГРЮЛ, никаких изменений среди собственников компании не произошло. "Сделка совершена и нотариально заверена, но вносить изменения в реестр налоговая инспекция отказалась. Сейчас мы с ними судимся", — объяснил Сергей Марков.
На этой неделе (25 марта) Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти ввел в отношении СК "Акрос" процедуру конкурсного производства. Согласно балансовой отчетности, долги компании составляют около 600 млн рублей. Однако в реестр кредиторов включено не более 200 млн рублей. При этом основной кредитор с требованием 130 млн рублей — ООО "Строительное дело", как подозревает конкурсный управляющий Андрей Бровин, может быть связано с "Акросом". Перспективы возврата средств у кредиторов пока туманные.
"Материальных активов в компании нет, одни виртуальные вроде дебиторской задолженности", — рассказал Андрей Бровин. В феврале–марте этого года заявления о банкротстве поступили и в отношении других предприятий холдинга.
"Проблемы "Акроса" связаны с тем, что там слишком рьяно занялись дорожным строительством, занимаясь до этого в основномсдачей в аренду техники", — считает генеральный директор ассоциации "Дормост" Кирилл Иванов. Однако, по его мнению, у компании все еще есть шансы восстановить свои позиции на рынке.

Черная полоса

Банкротства структур "Акроса" — не единственная проблема предприятий, связанных с Ротенбергами. Например, с ООО "МТЭР Санкт–Петербурга" Смольный расторгает 144–миллионный контракт на ремонт 18 мостов в Петербурге из–за срыва сроков.
Но самая большая неприятность предпринимателей за последнее время — попадание под санкции США в связи с крымской ситуацией. Из–за этого СМП Банку на прошлой неделе на 2 дня закрыли доступ к платежным системам Visa и MasterСard. Банку это обошлось в 4 млрд рублей.