"Деловой Петербург". Потребительский сброс

Автор фото: Вдовин Сергей

В Петербурге впервые за несколько лет - общий спад потребительской активности. На фоне экономической нестабильности потребители умерили свои аппетиты. Несмотря на рост доходов, горожане все чаще покупают валюты и откладывают ее на черный день.

В Петербурге впервые за несколько лет наметился общий спад потребительской активности. Падение спроса в январе–феврале 2014 года (здесь и далее — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) отмечают ретейлеры, рестораторы и автодилеры, банкиры констатируют снижение объемов выдачи потребительских и автокредитов. Спад (1–9% по разным отраслям) фиксирует "Петростат", отмечают его (3,9%) и чиновники комитета по экономической политике и стратегическому планированию Смольного. Это происходит на фоне роста доходов населения. Эксперты констатируют: население перестало тратить и начинает сберегать свободные средства, выбирая для этого не банковские инструменты, так как экономическая ситуация в стране на фоне последних политических событий выглядит слишком нестабильной. При этом одни покупают наличную валюту, другие инвестируют в новую квартиру, а кто–то выбирает дорогой автомобиль.

Ретейл

Продуктовые ретейлеры уверяют, что не почувствовали снижения спроса. "Динамика продаж в январе–феврале соответствует плановым показателям", — уверяет директор по внешним связям ГК "Дикси" Екатерина Куманина. В тон ей твердят и в X5.
Между тем Дмитрий Чернов, бывший гендиректор торговой сети "СуперСива", отмечает: "У меня нет реальных цифр, но из частного общения с коллегами я знаю, что падение спроса реально есть. Правда, в феврале продуктовые сетимогли этого не чувствовать: все скупали импортный алкоголь по старым ценам. Но в начале марта все почувствовали ослабление спроса".
Зато представители непродуктового ретейла не скрывают опасений. По словам владельца "Техношока" Виктора Городейчука, снижение продаж очень даже ощущается: "Январь был чуть хуже, чем в прошлом году, затем февраль нас обрадовал: он оказался на прошлогоднем уровне, и мы подумали, что падение остановилось. Но уже первая декада марта показала, что радость была преждевременной. Мы упали на 4–5%. Для нашего бизнеса с большими объемами и низкой маржой это чувствительно".

Общепит

Рынок общепита, по данным "Петростата", просел сильнее всех: на 9,1% (до 8 млрд рублей).
По словам директора Ассоциации предприятий общественного питания Константина Белого, уменьшение спроса особенно заметно в среднем ценовом сегменте. "Некоторые заведения просели на 9–10%, в первую очередь это пивные. А по некоторым падение достигло 15%. Посетителей меньше не стало, но очень заметно уменьшение чека". Леонид Гарбар, ресторатор и глава Strogano?Group, также отмечает спад: "К прошлому году это примерно 10%".
Операторы фастфуда и пивных дискаунтеров, наоборот, констатируют приток новых посетителей. "Продажи в рублях выросли на 5%, число посетителей — на 8%, также на 8% выросла стоимость чека", — сообщил бизнес–аналитик сети Subway Russia Андрей Попов. Ему вторит и совладелец сети баров Killfish Дмитрий Костяхин: "От кризисов мы только выигрываем: в это время к нам перетекают посетители из среднеценового сегмента".

Автомобили

Участники авторынка отмечают, что по количеству проданных машин рынок новых иномарок вырос на 1,5% в январе–феврале, но в денежном выражении он отстает от инфляции, так как далеко не все импортеры повысили рублевые цены на фоне укрепления доллара и евро.
"Первый квартал 2014 года у нас показал прирост продаж по премиальным маркам — около 20%, — говорит Игорь Седов, директор по развитию ГК "Аксель". — Но это временное явление: когда со складов раскупят машины 2013 года, торговля встанет".
Директор по маркетингу автоцентра "Атлант–М Балтика" Василий Орехов заметил, что спрос сильно сократился в экономичном сегменте. "Основное падение в сегменте отечественных брендов, а также бюджетных иномарок", — говорит он.

Строительство

Рост продаж отмечают и строители жилья. "За январь–февраль 2014 года мы заключили 3500 договоров на первичном рынке, — говорит гендиректор ООО "ЦРП "Петербургская недвижимость" Олег Пашин. — Это на 66,6% больше показателя прошлого года".
Единодушен с коллегой и гендиректор ЗАО "Лемминкяйнен Рус" Юха Вятто. По его словам, спада в строительной отрасли не ощущается, наоборот, наблюдается повышенный спрос: "Думаю, покупатели рассматривают приобретение жилья как один из способов инвестирования средств". Причину этого эксперт видит в инертности рынка: влияние негативных тенденций в экономике отражается на его показателях только спустя несколько месяцев.
"Рубль слабеет, люди пытаются застраховать себя, привычно вкладываясь в недвижимость, — радуется директор по маркетингу группы "Старт Девелопмент" Елена Шишулина. — Как раз в феврале мы ощутили приток покупателей".
"По итогам первого квартала 2014 года на рынке недвижимости и строительства наблюдается увеличение спроса, типичное для периодов экономической нестабильности, - говорит Борис Каптелов, коммерческий директор девелоперской компании "Леонтьевский Мыс". - В такие моменты инвесторы смотрят на недвижимость как на альтернативу традиционным инвестициям. Особенно ярко это проявляется в сегментах коммерческой недвижимости и жилья эконом/комфорт-классов. Спрос на премиальные квартиры так же вырос, но тренды в этом сегменте более долгосрочные и плавные".

Кредиты

Банковский рынок стал индикатором потребительской депрессии. Второй месяц банки демонстрируют снижение выдачи потребительских и автокредитов (самые распространенные инструменты среди покупателей бытовой техники и бюджетных автомобилей) и рост ипотеки. Так, банк "Санкт–Петербург" в январе–феврале 2014 года выдал на 30% меньше потребкредитов (294,3 млн рублей) и на 18% меньше автокредитов (637,5 млн рублей), чем за аналогичный период 2013 года. При этом объемы ипотечного кредитования, наоборот, выросли на 25% (1,87 млрд рублей).
В "ВТБ 24" также отметили падение автокредитования на фоне роста ипотеки, а в Альфа–Банке — 16%–ный спад POS–кредитования. А Сбербанк отметил 2,5–кратный рост ипотеки, воздержавшись от подробностей по потребительским кредитам.

Управляем не мы

В перспективе участники всех рынков ожидают дальнейшего падения рынков, и даже растущие строители не решаются на позитивные прогнозы. "Мы бы рады подстегнуть спрос, — сетует Виктор Городейчук, — но не мы им управляем".
Тенденция вполне объяснимая: в критической ситуации люди перестают тратить излишки своих денег на продукты не первой необходимости, а стремятся сберечь их на черный день. Самый доступный способ для этого у населения — валюта. Для нормальной экономики это болезненно. Но наша экономика ненормальна. У нас бюджетный сектор накачан деньгами в ущерб производству, отсюда и многолетний рост потребительского спроса, который за неимением внутреннего предложения удовлетворялся импортом. И теперь у внутреннего производителя есть шанс: падение спроса ударит по импортерам, их давление на рынок уменьшится.
Сергей Бодрунов
совладелец корпорации "Аэрокосмическое оборудование", экс–глава комитета экономразвития, промышленной политики и торговли СПб
Потребительское кредитование замедлило темп по нескольким причинам. Безусловно, снизился уровень потребления, клиенты ограничивают потребности, и ответственные заемщики не спешат заимствовать денежные средства. Закредитованных же заемщиков банки сами не стремятся видеть в рядах своих клиентов. В то же время на фоне падения курса рубля клиенты инвестируют средства в недвижимость, в том числе за счет ипотечного кредитования. Объем принятых заявок по ипотеке вырос в нашем банке в I квартале 2014 г. в 1,5 раза по сравнению с IV кварталом 2013 г.
Марина Гориловская
директор дирекции розничного бизнеса банка "Санкт–Петербург"