"Деловой Петербург". Станционный инвестор

Автор фото: Коньков Сергей

Программа создания в Петербурге транспортно–пересадочных узлов стоимостью 60 млрд рублей сдвинулась с мертвой точки. Начнут со строительства пересадочных узлов для стыковки железнодорожного транспорта и метро.

Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти (ДРТС), возглавляемая Кириллом Поляковым, подписала соглашение с Центральной дирекцией пассажирских обустройств ОАО "РЖД" о сотрудничестве в области реализации проектов по созданию многофункциональных вокзальных комплексов. Речь идет об организации транспортно–пересадочных узлов (ТПУ), которые обеспечат стыковку различных видов транспорта — железнодорожного и метро.
Это первый шаг в реализации масштабной программы Октябрьской железной дороги (ОЖД, филиал РЖД) стоимостью 60 млрд рублей по соединению линий электричек с метрополитеном и повышению доходов железнодорожников от аренды коммерческих площадей вокзалов и станций.

Приоритетные проекты

По генеральной схеме развития железных дорог Петербурга и Ленобласти, разработанной по заказу железнодорожников институтом "Ленгипротранс", для организации смешанных перевозок железнодорожниками будет создано 16 пересадочных комплексов в городе и области на пересечении с существующими и перспективными станциями метрополитена. Завершить реализацию проекта планируется к 2025 году.
В ДРТС пояснили, что приоритетные адреса расположения ТПУ к лету текущего года определит рабочая группа, в которую помимо железнодорожников войдут представители транспортных, архитектурных ведомств Петербурга, Ленобласти, специалисты Минтранса.
По словам начальника управления по государственно–частному партнерству ДРТС Ольги Потифоровой, на повестке дня сегодня несколько важных проектов — это реконструкция существующих пересадочных узлов: Купчино, Удельной, Старой Деревни, Рыбацкого, а также железнодорожных станций Колпино, Парнас, Броневая, Сосновая Поляна, Гатчина.

Первый в работе

Пилотным проектом ДРТС по созданию ТПУ стала реконструкция станции метро "Девяткино" и одноименной железнодорожной станции.
На их базе планируется построить новые торговые площади, автобусный вокзал пригородного и международного сообщения, остановки наземного пассажирского транспорта и перехватывающую парковку. Кроме того, реализация данного проекта требует переноса ЛЭП, а также будет спроектирована дорога, соединяющая ТПУ с КАД.
По предварительным оценкам, совокупная стоимость проекта превышает 12,5 млрд рублей. Сейчас ДРТС проводит предпроектную подготовку, в результате которой будет уточнен объем инвестиций, а также определена схема финансирования и пропорции, в которых проект будет получать деньги из бюджета и от частных инвесторов.

Проверенная технология

В ОЖД отмечают, что помимо подписанного соглашения с ДРТС у железнодорожников уже успешно реализуется собственная программа реконструкции пригородных вокзалов с привлечением частных инвесторов — по этой схеме компания–партнер реконструирует станцию, после чего получает право застроить привокзальную территорию и распоряжаться ею определенное время.
По такому принципу, в частности, группа компаний "БестЪ" за 60 млн рублей в начале 2000–х реконструировала станцию Рыбацкое.
В ближайших планах РЖД реконструировать станцию Удельная — построить новые платформы, пешеходный переход под железнодорожными путями и коммерческие площади. А поблизости от станции метро "Лесная" планируется организовать пересадочный комплекс Лесное на пересечении с перспективной кольцевой линией метрополитена, которая существует в проекте.
Кроме этого, в планах Смольного возвести два новых перрона на станции Купчино и модернизировать станцию Парнас.