"Деловой Петербург". Щиты снимут через один

Автор фото: Анишев Иван

Чиновники разрешили некоторым операторам наружной рекламы Петербурга, в том числе лидерам рынка Poster и Russ Outdoor, еще год использовать поверхности, по которым уже истекли договоры аренды. Другим операторам повезло меньше.

рАрбитражный суд Петербурга и Ленобласти утвердил четыре мировых соглашения между подведомственным комитету по печати Смольного ГУП "Городской центр размещения рекламы" (ГЦРР)и операторами наружной рекламы ЗАО "Постер" и ООО "Нева–Спорт" (входят в группу "Постер"), ООО "Рекламное агентство "Стоик" и ЗАО "Волгобалт–медиа". ГЦРР в своих исках к компаниям просил обязать их демонтировать в общей сложности 1700 рекламных конструкций, по которым истекли сроки аренды. По условиям мировых соглашений компании получили право использовать эти поверхности еще в течение года либо до момента проведения нового конкурса на размещение наружной рекламы.
Еще три компании, в том числе лидер рынка ООО "Оутдор медиа менеджмент" (входит в группу RussOutdoor), договорились с чиновниками на этапе рассмотрения дел в апелляционной инстанции. Кроме того, иск к ООО "Клеар Чаннел Раша" о демонтаже 460 щитов был отозван ГЦРР без судебных разбирательств.
При этом еще 14 компаний уже успели проиграть суды с ГЦРР. Крупнейшие среди них — ООО "Талер" и ЗАО "Руан". "Талеру" придется выплатить городу 8 млн рублей неосновательного обогащения и демонтировать 287 рекламных конструкций. "Руану" предписано выплатить 31,7 млн рублей и демонтировать более 200 щитов. Согласно решениям суда, эти компании тоже просили о заключении мирового соглашения по аналогии со своими более удачливыми конкурентами, но им в этом было отказано.

Концепции 3 года ждут

Рынок наружной рекламы Петербурга (объем — 4,15 млрд рублей в 2013 году) был почти полностью поделен еще в 2008 году, при губернаторе Валентины Матвиенко, когда отрасль курировала вице–губернатор Алла Манилова. Тогда было заключено 9,6 тыс. из 11,3 тыс. договоров аренды точек под рекламные конструкции. Лидерами рынка стали ООО "Оутдор медиа менеджмент", ЗАО "Постер", ООО "Реклама–центр", ЗАО "Волгобалт–медиа", ЗАО "Руан", ООО "Талер" и более десятка мелких участников. Договоры заключались на 5 лет и истекли в июле 2013 года.
Если бы правила игры оставались прежними, до окончания сроков действия договоров был бы проведен новый конкурс на размещение рекламы и участники рынка просто продлили бы договоры (как это во многих случаях и было в 2008 году).
Однако в 2011 году новая администрация затеяла разработку новой схемы размещения рекламы в Петербурге. Эта схема в последнем ее варианте предполагает уменьшение общего количества рекламных конструкций на улицах города на 23% — с 14,5 тыс. до 11 тыс. (в первую очередь за счет демонтажа крупноформатных конструкций в центре и в опасных местах дороги). Но принять документ до лета 2013 года не удалось: слишком много споров он вызвал.
Несколько раз схема дорабатывалась комитетом по печати. В последний раз документ был вынесен на рассмотрение городского правительства в феврале 2014 года — и снова отправлен на доработку. В результате чиновники снова затрудняются называть срок проведения нового конкурса, и операторы наружной рекламы по–прежнему остаются на рынке на птичьих правах. Курирующий отрасль вице–губернатор Василий Кичеджи вчера отказался от комментариев по этому поводу, предложив поговорить с председателем комитета по печати Александром Лобковым. Тот перенаправил корреспондента к своему первому заместителю Сергею Серезлееву, который, в свою очередь, вчера вообще не отвечал на звонки.

С щитами на выход

В сентябре 2013 года ГЦРР обратился в арбитраж с десятками исков к операторам наружной рекламы об обязании снести почти 3 тыс. рекламоносителей.
"Против истекшего договора много не насудишь, —сетует генеральный директор ООО "Талер" Михаил Пационко. — Максимум, чего мы добивались, — уменьшение взыскиваемых сумм неосновательного обогащения за пользование щитами после истечения сроков контрактов". По данным суда, ГЦРР требовал с "Талера" в общей сложности более 12 млн рублей, но компании удалось снизить размер взыскания на 3,5 млн рублей: суд посчитал, что понижающие коэффициенты за размещение социальной рекламы действовали и после истечения срока договоров.
Однако победа, похоже, может дорого обойтись "Талеру": по словам Михаила Пационко, он неоднократно обращался в ГЦРР и в комитет с предложением заключить мировое соглашение по иску о демонтаже конструкций, но встречал отказ. В ЗАО "Руан" воздержались от комментариев, хотя и не отрицали неудачных судов с ГЦРР. Примечательно, что "Руану" тоже удалось добиться признания понижающих коэффициентов и снизить размер взыскания с 37 млн до 31 млн рублей.

Хорошие и плохие

Между тем некоторым операторам все–таки удалось наладить внесудебный диалог с чиновниками, и в феврале–марте 2014 года было заключено семь мировых соглашений. По их условиям компании получили право использовать свои конструкции до проведения нового городского конкурса и — в случае проигрыша в конкурсе — еще 2 – 3 месяца после него.
Если же конкурс так и не будет проведен, компании обязуются демонтировать свои рекламоносители не позднее чем через год после вступления в силу мирового соглашения.
Первыми соглашения заключили ЗАО "Постер" и принадлежащее ему ООО "Нева–Спорт". Генеральный директор и совладелец группы "Постер" Кирилл Опарин сообщил, что он принял все условия властей: "С момента истечения договоров мы платим полную стоимость аренды безо всяких понижающих коэффициентов. Понятно, что можно было пойти судиться, но каждый выбирает для себя приоритеты".
Следом за "Постером" нашли общий язык с чиновниками и ЗАО "Волгобалт–медиа" Олега Зевакова и рекламное агентство "Стоик" Сергея Крятова. А на прошлой неделе — уже в апелляционной инстанции — заключил мировое и "Оутдор медиа менеджмент".
"Соглашения были подписаны только с законопослушными операторами, исправно исполняющими обязательства перед городом", — отметил глава компании Владимир Рябовол.