"Выходной Петербург". Простые вещи

Станислав Савицкий - о выставке "Частная жизнь" в "Эрарте"

В музее современного искусства "Эрарта" открылась выставка "Частная жизнь".
В русском искусстве нет давней традиции изображать частную жизнь. У нас не было братьев Ленен, живописавших еще в XVII в. мальчика с осликом и других героев крестьянской жизни. Не было картин про лихие праздничные попойки, как у фламандцев, хотя выпивали в наших краях, может быть, что–то не то, но уж точно не меньше, чем везде. Вместо сценок катания на ледовом катке или пейзажей с мужиком и скотиною, как у малых голландцев, у нас рисовали все больше парадные портреты да исторические аллегории. Робки были попытки наших художников XVIII в. изобразить себя в кругу семьи, прекрасно — стремление создать идеальный образ крестьянки, подозрительно напоминающей всех итальянских мадонн сразу.
Павел Федотов позднее приучил публику посмеиваться над мещанскими предрассудками. И только во второй половине XIX в. интерьерные сценки и эпизоды из повседневной жизни стали общим местом в русском искусстве.
Впрочем, затем оно встало на службу советской идеологии — или ринулось на борьбу с ней. И частная жизнь опять ушла на дно.
Возможно, наше искусство игнорировало личные истории и простые житейские вещи, чтобы не отрываться от духа коллективизма — готовности идти строем, куда все, не заботясь о том, не причиняешь ли ты неудобств соседу? Или же наши художники не разменивались по мелочам и на меньшее, чем говорить в искусстве о космосе или природе, были не согласны? Выставка в "Эрарте" — приглашение подумать на эту тему.
Куратор Владимир Назанский собрал работы в основном петербургских и московских художников. Частная жизнь представлена без пикантных подробностей. Даже про рыбалку нет ни одной картины. Что уж говорить об искушении зеленым змием или об интимных сюжетах в духе фоторепортажей Нэн Голдин? Николай Сажин рисует деревеньку под кодовым названием Версаль с коровками и избушками. Такие вот мы короли–солнце. Арон Зинштейн живописует маленькие радости семейной жизни, а Евгения Голант — любимые книги из домашней библиотеки. Александр Дашевский кадрирует фрагменты домашней обстановки и дает нам взглянуть даже на святая святых — на электрический водогрей. Полина Заславская ведет решительный бой за права женщины на плацдарме домашней кухни.
Сладкой всю эту жизнь не назовешь. Забавной или чересчур веселой — тоже. Идет она себе как идет. На то она и частная.