"Деловой Петербург". Виктор Семенов: "Освежим местный рынок салатов"

Основатель группы компаний "Белая дача" Виктор Семенов рассказал dp.ru о состоянии российского рынка свежих салатов, строительстве завода в Петербурге и о том, почему, имея миллиардные обороты, группа решила отказаться от торговли фруктами.

Вы заявляли о планах строительства завода в Петербурге еще в 2013 году. Что произошло за последний год, что вы планируете делать теперь?

— Действительно, после строительства завода по производству и переработке салатной и овощной продукции в Подмосковье мы планировали открыть завод в Петербурге. В это же время сформировалась особая экономическая зона "Алабуга" в Татарстане, поэтому мы посчитали, что сначала нужно построить завод там, а затем в Петербурге. Так, в 2012 году был открыт завод в Алабуге, он показал высокую рентабельность, в первый же год вышел на безубыточную работу, хотя по понятным причинам мы ожидали убытки. В следующем месяце заканчивается расширение завода в Подмосковье — построим еще один такой же завод.
Конечно, мы видим, что "Белая дача" опаздывает с выходом в Петербург, поэтому сейчас ищем уже не земельный участок, а готовое помещение. Более того, мы его уже нашли, это часть завода "Тинькофф" в Пушкине. Мы готовы инвестировать около 10 млн евро. После строительства завода в Подмосковье мы хотели сразу начать строить завод в Петербурге.

Там, где сейчас хлебное производство?

— Да, там хлебное производство. И нам эта площадка тоже подошла идеально — и по площади, и по цене. Однако в данном продовольственном кластере на площади 2 тыс. м2 размещен завод по мойке автомобильных ковриков. Вы можете себе представить, насколько это агрессивное и грязное производство?! Безусловно, свое пищевое производство рядом с таким соседом мы открыть не можем. Или собственники этого кластера восстановят его производственный статус, и тогда мы придем на его площадку, или мы откажемся от этой идеи. Сейчас мы находимся в неопределенном положении: либо находим альтернативу (помещение около 4 тыс. м2 и 1,5 га земли для развития на будущее), либо просто ищем земельную площадку со всеми необходимыми коммуникациями. Для производства требуется много воды и электроэнергии, так как мы моем огромный объем овощей. Если найдется объект, отвечающий этим требованиям, то мы готовы инвестировать в этот проект и уже в начале следующего года начать строительство.

Для вас имеет значение, город или область?

— Нет, в область мы тоже готовы пойти. Но, разумеется, речь не идет об удаленных участках. Пушкин был для нас идеален в этом плане: вроде бы и город, но вроде бы и пригород. Для нас важно в начале следующего года начать производство в Петербурге, потому что мы являемся эксклюзивными поставщиками "Макдоналдс" и "Бургер Кинг" и сделаем все, чтобы сохранить свое лидерство. "Белая дача" планирует обеспечивать своей продукцией весь Северо–Запад: и Псков, и Архангельск, и другие города. Из Москвы возить продукцию все–таки нерентабельно.
В целом, построив производство в Петербурге, мы сможем дольше сохранять свежесть продукции, ведь она портится очень быстро. Логистика требует какого–то времени, а терять лишний день при реализации салата не хочется. Плюс сократим издержки.

Речь идет именно о мытых, фасованных салатах?

— Плюс к этому мы готовы расширять сеть поставщиков зелени. У "Белой дачи" уже есть некоторые наметки по поводу сотрудничества с местными фермерами — летом они будут для нас выращивать салаты в открытом грунте.

По вашей оценке, насколько зрелый рынок салатов в России на сегодня?

— Мы и начали создавать его практически с нуля. "Белая дача" является лидером, и я горжусь тем, что мы вошли на него вовремя. В настоящее время этот рынок растет ежегодно на 20%.

По вашим оценкам, какую его часть вы контролируете?

— Если говорить о мытых и готовых к употреблению салатах, то "Белая дача" занимает более 60%. А если брать весь рынок салатов, то это зависит от региона.

А насколько для потребителя салатов сейчас важен бренд?

— Бренд очень важен. Даже моим друзьям понадобились годы, чтобы они перестали мыть нашу продукцию, хотя знали, что салаты помыты.
Уровень доверия к полностью готовой к употреблению продукции должен быть очень высок, он формируется годами. С обычными салатами все проще.

Есть не слишком удачные примеры: строил господин Кехман свой бизнес по торговле фруктами (компания JFC), инвестировал деньги в бренд, а потом все рассыпалось.

— В нашу структуру входила компания "Белая дача Плюс", которая тоже занималась фруктами. Тогда мы уже успешно занимались резаными салатами. Так вот, она входила в пятерку крупнейших поставщиков вместе с компанией господина Кехмана.
Но мы вовремя поняли, что это не наш путь: риски в этом бизнесе слишком высоки. Мы ушли с этого рынка добровольно, хотя имели многомиллиардные обороты в рублях.

А какие там риски? Ведь яблоко или банан хранятся дольше, чем салат.

— Доля серого импорта на этом рынке такова, что в итоге вы имеете на оптовых операциях маржу 1%, добавим к этому валютныеколебания и колебания самого рынка, непредвиденные обстоятельства, например карантинные какие–то ограничения. Бизнес просто становится неликвидным в любой момент. Нам это не нравилось, мы решили сконцентрироваться на салатах, и жизнь подсказала, что это было правильное решение.
 
 

Компания

ГК "Белая дача"

> В 1990–е совхоз "Белая дача" преобразован в агрофирму, а затем в ГК "Белая дача".
> На сегодня в группу компаний входят "Белая дача Трейдинг", "Белая дача Цветы", девелоперский холдинг, конноспортивный комплекс и благотворительный фонд "Народное предприятие".
> Годовой оборот достигает $40 млн.

 
 

 
 

Биография

Виктор Семенов

> Родился в 1958 году.
> В 1980 году пришел работать в подмосковный совхоз "Белая дача". Через 8 лет возглавил это предприятие.
> С 1998–го по 1999 год — министр сельского хозяйства РФ.
> В 2000 году создал и возглавил Ассоциацию отраслевых союзов АПК (АССАГРОС).