"Деловой Петербург". Ледоколы проходят мимо

Автор фото: Яндолин Роман

Балтийский завод может потерять крупнейший госконтракт на строительство двух атомных ледоколов стоимостью 84 млрд рублей. Если предприятие проиграет, то про его финансовое оздоровление можно будет забыть.

Росатом перенес подведение итогов конкурса по строительству двух серийных атомных ледоколов (проекта 22 220) стоимостью 84 млрд рублей с 17 марта на 17 апреля. Главным претендентом на победу в этом конкурсе с момента его объявления еще в 2012 году считалось ООО "Балтийский завод–судостроение" (БЗС). БЗС — "внучка" Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), контролирующая денежный поток банкротящегося Балтийского завода. БЗС уже строит головной ледокол этого проекта за 39 млрд рублей. Однако в начале 2014 года, как ранее заявлял "ДП" гендиректор БЗС Алексей Кадилов, появился новый претендует на строительство серийных атомоходов. Речь идет о входящем в Росатом ОАО "ОКБМ Африкантов". Его победа может подорвать и без того незавидное финансовое состояние Балтийского завода.

Битва за контракт

О том, что "Африкантов" весьма серьезно ввязался в борьбу за контракты, свидетельствует тот факт, что срок подачи заявок на участие в конкурсе в очередной раз продлен. Как пояснил источник в отрасли, это связано с тем, что ОКБМ еще не получило в Ростехнадзоре необходимую для участия в конкурсе лицензиюна строительство первого и второго серийных атомоходов. БЗС обзавелся необходимым документом в августе прошлого года. В ОКБМ,не вдаваясь в подробности, заявили "ДП" лишь, что "в течение недели появится официальная информация на этот счет". Зато в Ростехнадзоре подтвердили, что "ОКБМ Африкантов" подало заявку на лицензию.
"Предоставленная документация проходит предварительную проверку", — пояснили в ведомстве.
Источник в Росатоме сообщил, что действительно рассматривается возможность строительства ледоколов не на мощностях Балтзавода, а на другом предприятии — из–за высоких технологических рисков, в связи с которыми сроки строительства могут быть сорваны. А ледоколы очень нужны Росатому в срок, так как от них зависит масштабная программа нефтегазовых компаний по освоению Арктики.
"Окончательное решение пока не принято, ведутся переговоры с ОСК. Последнее слово за главой Росатома Сергеем Кириенко, который планирует посетить Балтзавод в конце марта — начале апреля", — пояснил собеседник "ДП". В свою очередь, в ОСК отметили, что у Росатома нетрадиционный способ достижения цели, так как создавать с нуля судостроительное подразделение еще более рискованно, чем разместить заказ на предприятиях корпорации, имеющих более серьезный опыт в судостроении.
Если "Африкантов" победит, то судозаводы, входящие в ОСК, могут согласованно бойкотировать его конкурсы по выбору подрядчиков, предупреждают некоторые судостроители.

Спасительный контракт

Источник на Балтзаводе объяснял "ДП", что если БЗС проиграет, то про финансовое оздоровление банкротящегося завода можно будет забыть, так как, получив средства по новому контракту, БЗС собирается выкупить у кредиторов оставшуюся задолженность Балтзавода на 4 млрд рублей (из 6 млрд рублей). Приобрести долги планируется с дисконтом, его размер можно оценить по предыдущей сделке: в сентябре 2013 года БЗС выкупилу Ханты–Мансийского банка (группа "ИСТ" Александра Несиса) долг Балтзавода на 2,6 млрд рублей за 1,5 млрд рублей (57% суммы долга). Причем средства на выкуп БЗС занял у Номос–банка, также входящего в ИСТ.
План финансового оздоровления Балтзавода путем выкупа его задолженности у кредиторов и погашения ее остатков за счет новых контрактов разработал Александр Вознесенский. Он руководил БЗС до сентября 2013 года, когда совет директоров ОСК возглавил Андрей Дутов, директор ФГУП "Крыловский государственный научный центр". Из–за корпоративного конфликта с Дутовым Вознесенскому пришлось уступить место директора БЗС в пользу Алексея Кадилова со Средне–Невского судостроительного завода. И теперь на предприятии реализуется новый план оздоровления — ОСК собирается акционировать БЗС, а затем рассчитаться с кредиторами акциями своей "внучки". Однако ее финансовое положение в последнее время ухудшается.

Крымский след

В распоряжении "ДП" оказались документы, свидетельствующие о том, что ОСК нагружает БЗС долгами не только Балтзавода, но и других входящих в ОСК верфей.
В декабре 2013 года Алексей Кадилов обратился за материальной поддержкой к вице–президенту ОСК по экономике и финансам Александру Нейгебауэру в связи с тем, что Сбербанк списал со счета БЗС 2,8 млн рублей в счет погашения просроченной задолженности ОАО "Судостроительный завод "Лотос", поскольку БЗС являлся поручителем "Лотоса".
Кроме того, в декабре 2013 года БЗС поручился за входящую в ОСК финскую верфь Arctech Helsinki Shipyard по кредитам Альфа–Банка на 1,3 млрд рублей. В счет погашения долгов этих заемщиков банкиры могут списывать со счета БЗС средства, предназначенные, в частности, на строительство кормы "Мистраля". Кстати, за право строить эту корму на Балтзаводе Россия заплатила Франции неустойку 2 млрд рублей, поскольку весь корабль по контракту должны были строить французы. А теперь они грозят и вовсе разорвать контракт из–за аннексии Крыма.
Более того, "ДП" недавно писал, что неразбериха в органах управления ОСК стала одной из причин обострения аппаратной борьбы между Андреем Дутовым и президентом корпорации Владимиром Шмаковым. Его, по словам источника, близкого к совету директоров, предполагалось сместить с должности в середине марта на совещании у президента РФ Владимира Путина. Но совещание, по словам собеседника "ДП", перенесено на конец марта, так как все мысли главы РФ сейчас заняты воссоединением с Крымом. Все это объясняет желание Росатома взять строительство ледоколов в свои руки, чтобы контролировать сроки исполнения заказов и расходование бюджетных средств.