"Деловой Петербург". Строители упакуют участки в дома

Автор фото: Яндолин Роман

"АТС Малиновка" строит домостроительный комбинат в Ленобласти за $100 млн. Эксперты говорят, что рынок загородной недвижимости сейчас падает, а мощности действующих предприятий в избытке.

Завод расположится в Кировске на площадке 10,4 га и будет производить каркасно–щитовые дома. Объем инвестиций составит $100 млн.
"Источник инвестиций — собственные средства "АТС Малиновка", кредитные средства и средства частного инвестора", — рассказали в компании. Частного инвестора не называют.
Согласно СПАРК, владельцами бизнеса являются Евгений Айтжанов и Андрей Пономарев. Как рассказал Евгений Айтжанов, мощность первой очереди завода составит 35 домов в месяц, второй — 40 домов — всего около 45 тыс. м2 в год.
Участники рынка указывают на то, что компания выходит в высококонкурентный сегмент, где уже работает множество мелких и крупных компаний.

Некомплексный бизнес

Сейчас у "АТС Малиновка" 10 проектов коттеджных поселков в Ленобласти, земельный банк — 200 га.
Оборот в компании не называют, но говорят, что реализуют участки в Волховском, Кингисеппском, Выборгском, Гатчинском, Всеволожском и Ломоносовском районах Ленобласти. Самый дорогостоящий проект инвесторов — коттеджный поселок в Старой Ладоге. Кроме того, компания продает земельные наделы в проектах "Овсяное", "Нахимовское", "Юрки" и др.
"Насколько я знаю, "Малиновка" комплексными жилищными проектами не занимается. Полностью завершенных, заселенных, обжитых проектов у них пока нет. За 4 года работы компанией продано всего около 160 участков", — говорит директор по маркетингу компании "ПулЭкспресс" Марина Агеева.

Дом в нагрузку

В 2013 году объем малоэтажного строительства составил около 430 тыс. м2, отмечает Марина Агеева. Доля заводских каркасных домов занимает около 15%. Эксперты "ДП" указывают на то, что в городе и области уже работает множество небольших предприятий, специализирующихся на производстве таких домов, и три крупных ДСК (см. инфографику), их совокупная мощность оценивается примерно в 600 тыс. м2в год.
А это значит, что новому игроку придется придумать сильный маркетинговый ход, чтобы продвинуть свою продукцию.
Например, заводу "Леноблдомстрой" (предприятие создавалось для застройки припортовых территорий Усть–Луги) для полноценной загрузки производства пришлось искать "оптовые" заказы на стороне: в проекте компании "Старт–девелопмент" "Золотые ключи" в поселке Тихая Ладога.
В АТС "Малиновка" говорят, что часть домов собираются продавать другим девелоперам и комплексным застройщикам. Срок окупаемости проекта его инициаторы оценивают в 7 – 10 лет. Они рассчитывают на спрос со стороны компаний, имеющих земельные банки и заинтересованных в повышении ликвидности своих активов. "Цена участка с домом начинается от 2 млн рублей, — говорят в компании. — Средняя продолжительность экспозиции земли — 6 – 9 месяцев, а наличие дома сокращает ее в 3 – 4 раза".
Опрошенные владельцы небольших домостроительных производств говорят о маржинальности бизнеса в 25 – 30%, по их мнению, потребители все чаще предпочитают приобретать готовые быстровозводимые дома. В то же время "НЖК–СПб", застройщик района Янино, отказался от собственного производства мощностью 50 тыс. м2 в год. ДСК "Славянский" (входит в ГК "Балтрос"), создававшийся для реализации проектов "Новая Ижора" и "Славянка", после их завершения выставлен на продажу за 1 млрд рублей. "Без регулярной загрузки крупные мощности становятся нерентабельны", — говорит руководитель отдела маркетинга ГК "Балтрос" Светлана Аршинникова.
По данным "Петербургской недвижимости", на конец 2013 года на загородном рынке находится около 35,9 тыс. домовладений и участков. В 2013 году средняя цена на домовладение из панель–каркаса — 41 тыс. рублей за 1 м2. Летом 2013 года рынок упал примерно на 30 – 40%. Было продано 444 объекта, тогда как годом раньше — 701.
В 2014 году увеличения спроса ждать не приходится, отмечают эксперты.
Если проект ориентирован на дачное садоводство, то сейчас этот рынок переживает обновление. Современный покупатель ориентируется на качественное предложение и все чаще заказывает дома у компаний. Основной вопрос в ценовой политике. При продаже наших домов мы видели, что люди ориентируются на цену дома до 1,2 млн рублей без участка. Продажа 900 домовладений в год — это не заоблачная цифра, тем более количество садоводств постоянно растет. Если компания может предложить удобные схемы оплаты и достойное качество, то на этот объем предложения покупатель, скорее всего, найдется.
Светлана Аршинникова
Руководитель Отдела маркетинга ГК "Балтрос"