"Деловой Петербург". Рецепт на ужин

Автор фото: Беликов Валентин
на фото: интерьер ресторана СольФаСоль , Санкт-Петербург, пр. Народного Ополчения 10

Формат кулинарного конструктора, придуманный в Берлине, набирает популярность в Петербурге. Сегмент растет на 100% в год, утверждают бизнесмены.

Идея организации торговли по принципу кулинарного конструктора принадлежит бывшему бизнесмену Рамину Гоо. Несколько лет назад он открыл в Берлине кулинарный магазин Kochhaus, где стал продавать наборы продуктов для самостоятельного приготовления блюд по прилагаемым рецептам. Стартап оказался успешен, и скоро предприниматель задумался об организации интернет–магазина. В 2011 году его успехи отметили такие издания, как New York Times и Forbes, после чего новую концепцию взялись испытывать предприниматели по всему миру.
В Петербурге продукты по рецептам доставляют пока всего несколько игроков, но все они уверены, что этот сегмент имеет немалые перспективы. На петербургском рынке концепцию кулинарного конструктора продвигают компании "Я мигом", Edoque, "Корзина", а также "Дома вкуснее" (владелец Андрей Кощеев). Оборот службы "Дома вкуснее" — 5 млн рублей в месяц. Магазин Edoque появился в декабре 2011 года в виде приложения в соцсети. После запуска сайта и рекламной кампании в 2012 году магазин начал выполнять примерно 100–150 заказов в месяц. Эта фирма специализируется на доставке наборов для праздничных блюд, остальные игроки делают ставку на ужины в будни, еду ресторанного качества, которую можно приготовить дома.
Все сайты предлагают меню на неделю.
"Идея таких сервисов в том, что не нужно переплачивать, тратить время на поход в магазин. Можно сказать, что несколько компаний создали новый перспективный рынок, на котором становится все больше игроков", — говорит владелец кулинарной школы "Красиво подано" Максим Николаев.
Впрочем, идею покупки готового набора петербуржцы принимают медленно. "Судя по всему, развиваться ниша будет не быстро, — считает Юлия Бондарчук, директор компании Edoque, — но все же спрос растет. Люди ценят свое время больше, чем несколько лет назад, и готовы платить за его экономию. К тому же кулинария сейчас в тренде". Специалист отмечает, что особенных сложностей в выходе на рынок нет, но прибыльность бизнеса при сохранении относительно доступных цен составляет не более 15–20%.
Основные затраты такой компании — оплата труда персонала (в среднем пять–семь сотрудников), закупка продуктов и аренда. Поставщики обычно те же, что и у ресторанов и кафе —мелкооптовые и оптово–розничные компании, иногда фермерские хозяйства. Основные сложности бизнеса — поиск подходящего помещения с оборудованной кухней и хранение продуктов (именно поэтому большинство сервисов не предоставляет клиенту возможности составлять меню). Зато компании экономят на обработке продуктов (их достаточно помыть, нарезать и расфасовать). В результате с учетом наценки стоимость блюд немного ниже ресторанной (около 500 рублей за набор).

Боязнь ретейлеров

Юлия Бондарчук, как и Андрей Кощеев, уверена, что места на рынке много и речь идет пока не о конкуренции, а о формировании аудитории. Бизнесмены отмечают, что это занятые люди старше 30 лет с достатком выше среднего. Участники рынка уверены, что такие сервисы появились вовремя: становится популярнее кулинария как хобби, развивается мода на здоровое питание.
Компания "Дома вкуснее" — пока единственный участник петербургского рынка, который готовится к экспансии в регионы и собирается в ближайшее время открывать представительства в крупных российских городах. А вот офлайн–магазины, подобно основателю стиля, пока ни один из игроков открывать не планирует.
"Это потребует очень много забот и вложений при небольшой прибыли, —уверена Юлия Бондарчук. —Но мне кажется, если спрос будет быстро расти, ничто не помешает уже работающим ресторанам завести у себя подразделения по доставке продуктовых наборов". Отметим, что ретейлеры тоже могут освоить это поле. Так, например, с прошлого года сеть супермаркетов премиум–класса "Азбука вкуса" доставляет деликатесы по Москве и готовится ввести услугу в Петербурге.
Кулинарный конструктор обязательно найдет своих поклонников. Но у клиента должна быть возможность составлять меню на каждый день недели самостоятельно. Это, конечно, гораздо менее выгодно и более трудозатратно для продавца, чем подготовка одного недельного меню. Но при этом такая возможность привлекла бы большую аудиторию. Если, например, клиент не любит рыбные блюда, а они есть в рамках недельного меню, чтобы клиент не отказался от покупки, нужно предложить ему альтернативу. Возможно, когда вырастет рынок и обороты компаний, они сами к этому придут.
Станислав Сваричевский
генеральный директор продуктового интернет–магазина "КУПИСМЕНЯ.РФ"