"Деловой Петербург". Валюта бьет по отдыху

Автор фото: Коньков Сергей

В связи с падением рубля спрос на раннее бронирование туров упал более чем на 20%, а сами туры подорожали примерно на 15%. Туристы заняли выжидательную позицию, а туроператоры готовятся к летней распродаже.

Колебание курса валют, продолжающееся с начала года, привело к тому, что цены на летний отдых в рублях выросли на 15%. Результатом этого стало снижение уровня покупательской активности петербуржцев — по разным направлениям от 10% до 35%, говорят участники рынка. В связи с политической и экономической ситуацией турфирмы и туроператоры пока не спешат с прогнозами по итогам года, однако уже понятно, что роста рынка не предвидится.

Раннее падение

Ежегодно на отдых за рубеж выезжают 5–7% россиян. Агентство Rutramarin оценивает объем российского рынка выездного туризма в 2013 году в $25 млрд, что на 14% больше, чем в 2012 году. При этом на Петербург приходится 10–15% от этого объема. Традиционно на раннее бронирование от общего объема летнего отдыха приходится около 15–20% туров. Средняя стоимость тура — 450–600 евро на человека. 60% летят в летний период, а остальные 40% — в другое время, говорят эксперты.
Сейчас спрос на раннее бронирование упал примерно на 35% по сравнению с прошлым годом, говорит гендиректор "ТЕЗ ТУР Северо–Запад" Юрий Богданов.
По оценкам Дмитрия Мазаникова, директора по продажам и развитию "Верса", падение спроса составляет около 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
"Никаких всплесков или падений рынка нет. Хотя покупательная способность за последнее время снизилась, учитывая события на Украине, скачки курса валют, обсуждения изменения визового режима. Затишье наблюдается, но оно не глобальное", — поясняет он.
Директор по продажам ЗАО "Фирма Нева" Виктория Бородина отмечает, что часть из тех клиентов, кто внес только предоплату, в связи с ростом курса евро стараются быстрее оплатить тур полностью, а другие — продолжают следить за курсом, надеясь на его стабилизацию. "От путевок никто не отказывается", — говорит она.
По наблюдениям туроператоров, спрос на европейский отдых упал примерно на 25%, а на страны, ориентированные на доллары (например, Турция и Египет), — всего на 10%.
"Сейчас в регионе упал спрос по программам раннего бронирования на традиционно сильное греческое направление. По предварительным оценкам, падение составило около 50%", — добавляет исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.

Следят за туристами

В объемах продаж в 2014 году спрос на летний отдых не превысит прошлогодние объемы, хотя ежегодно растет на 10–15% процентов по всем направлениям. Окончательные выводы о том, как прошла акция раннего бронирования, можно будет сделать не раньше чем в апреле, говорят эксперты.
Пока же туристы ищут способы сэкономить деньги, а турфирмы и туроператоры готовятся корректировать летние программы.
"Некоторые туристы начинают переключаться с стран, где в ходу евро, на те, где предпочитают доллары. Например, 10 дней на Средиземном море в Испании будут по цене в рублях равны 14 дням на том же Средиземном море в Турции", — поясняет Юрий Богданов.
Однако спрос на российские курорты вряд ли увеличится из–за роста курса.
"Во–первых, ситуация с Крымом крайне противоречива, и просто неизвестно, как она будет развиваться. Если по оптимистическому сценарию, то, возможно, после входа в состав России спрос на Крым даже начнет повышаться, если же по пессимистическому, то вместо Крыма, вероятнее всего, будут востребованы курорты Краснодарского края, Абхазия, а также всегда популярные у россиян Болгария и Греция", — поясняет Виктория Бородина.
Дмитрий Мазаников говорит, что, как правило, туроператоры идут на стандартные шаги, корректируя ценовую политику, а пока все ожидают развития экономических событий и отслеживают поведение покупателей.

Сезон скидок

Участники туристического рынка отмечают, что нынешнее удорожание путевок может привести к тому, что летом агентствам придется распродавать туры с дисконтами, поскольку платежеспособность туристов по сравнению с прошлым годом вряд ли изменилась.
Кроме того, игроки пока не спешат снижать амбициозные планы продаж. "Есть снижение глубины продаж, у каждой компании оно отличается, пока еще сложно оценить, насколько снизился рынок", — рассуждает гендиректор турфирмы "Атлас" Дмитрий Смирнов.
По его словам, в этом году туроператоры заказали такое же количество самолетов, что и прошлым летом.
"Летом 2013 года рынок был перенасыщен предложениями туров в Грецию, почти всем игрокам пришлось впоследствии демпинговать, чтобы все распродать, — вспоминает Дмитрий Смирнов. — Думаю, в этом году будет аналогичная ситуация, и не только по Греции. Насколько я знаю, операторы и фирмы в текущем году еще не урезали аппетиты, а продать забронированный объем нужно". Он не исключает, что в случае сохранения нынешней ситуации скидки на летние туры по некоторым направлениям будут доходить до 30–50%.
В туризме цыплят по осени считают, так что говорить об итогах сезона рано. Но, если ситуация с растущим курсом валют сохранится, прогнозы наших аналитиков осторожно–пессимистичные — на уровне прошлого года, хотя начиная с 2010 года спрос на летний отдых ежегодно растет на 10 – 15%. На увеличение спроса на тех или иных направлениях влияет также высокая конкуренция среди российских операторов. В нынешней ситуации слабым звеном оказываются средние и мелкие операторы, у которых нет подушки безопасности и пространства для маневра, чтобы низкими ценами привлекать туристов. В целом по программам раннего бронирования цены на летние туры в рублях растут вместе с курсом валют — примерно на 15%.
Майя Ломидзе
Исполнительный Директор Ассоциации Туроператоров России
Безусловно, в cвязи с ситуацией в Крыму было затишье, но сейчас все стабилизируется. Более того, из–за колебания курсов многие туристы решили не откладывать покупку летнего тура в долгий ящик — оплачивают 100% стоимости сразу. Я говорю о туристах со средним и выше среднего доходом — тех, кто планирует свой отдых заранее. Что касается бюджетных туристов, то здесь возможно некоторое ослабление турпотока, потому что такие туристы чаще всего приобретают туры "по ситуации", горящие туры и им понадобится какое–то время, чтобы привыкнуть к новым ценам на туры. Возможно, снизится спрос на дополнительные опции — экскурсии, индивидуальный трансфер, но на стоимости среднего чека это вряд ли сильно скажется.
Дмитрий Мазуров
Генеральный Директор "Санрайз Тур"