"Деловой Петербург". Слишком много бетона

Автор фото: Сергей Коньков
Россия, Санкт-Петербург. Церемония закладки первого камня на месте строительства нового магазина компании "БигБокс" на Пулковском шоссе.

В сегменте товарного бетона Петербурга и Ленобласти - кризис перепроизводства. Мощности производителей превышают реальные потребности рынка в 6 раз. Но число игроков сегмента только растет, а качество продукции стремительно падает.

В сегменте товарного бетона Петербурга и Ленобласти кризис перепроизводства. Мощности действующих игроков уже в 6 раз превышают реальные потребности рынка. Цены на бетон снижаются. Но низкий порог вхождения в сегмент делает его привлекательным для новых игроков. Они часто экономят на качестве продукции. Если ситуация не выправится, регион ждут новые аммиачные скандалы, предупреждают эксперты.

Кризис перепроизводства

По данным компании " Решение ", объем бетонного рынка СПб и ЛО в 2013 году вырос на 5–7% и достиг 6,1 млн м3. В этом году, по прогнозу, он прибавит еще 6%.
В городе работают не менее 162 бетонных узлов от 93 компаний (в 2011 году узлов было 100, а компаний — 70).
"Узлы находятся в прямой видимости друг от друга. Такой плотности их размещения нет больше нигде. Это самый конкурентный рынок стройматериалов", — говорит руководитель компании "Решение" Александр Батушанский. По его данным, средняя выработка бетонных производств в городе — 37 тыс. м3 в год. Но их загрузка составляет лишь 15–18%. А у ведущих игроков с рыночной долей более 3% — 30–50%. "Проектные мощности заводов в 6 раз превышают реальные потребности рынка", — констатирует Александр Батушанский.
За минувший год цены на бетон снизились, хотя его составляющие, щебень и песок, а также ресурсы монополистов подорожали.
Рентабельность этого бизнеса, по подсчетам экспертов "Решения", колеблется около нуля. "При нынешних ценах на бетон предприятие со средним объемом выработки никогда не окупится", — говорит Александр Батушанский.
Затраты на организацию бетонного бизнеса существенно превышают ожидания инвесторов. "Сейчас бетонный рынок — рынок потребителя. Чтобы сохранить клиентуру, производители вынуждены давать покупателям отсрочки по оплате товара. И эти отсрочки значительно больше тех, что сами производители получают от поставщиков. Со многими покупателями приходится подписывать договоры, фиксируя цены на год, что в ситуации падения цен тоже очень невыгодно. Многие производители остро нуждаются в оборотных средствах и могут докатиться до банкротства", — добавляет гендиректор компании "ТСК Бетон" Максим Кирпичев.
"В кризис среди производителей бетона ходил черный список потребителей–неплательщиков. Надо эту практику возобновить. Объем неплатежей растет", — подтверждает Сергей Китуничев из ГК "Беатон".
"Сейчас выход новичков на этот рынок равносилен самоубийству", — резюмирует замдиректора компании "Проммонолит" Михаил Бизяев.

Бизнес без регламентов

Но интерес бизнеса к бетонному рынку не ослабевает. Только за последний год в городе было открыто не менее 13 новых узлов. Дело не только в низком пороге входа в сегмент (один завод стоит до 1,5 млн евро), но и в полном отсутствии государственного контроля за этим рынком.
"Во времена СССР было плановое развитие ресурсной базы под руководством государства. И ситуация с перепроизводством была невозможна в принципе. Так же как она сейчас немыслима в других европейских странах, где берегут природные ресурсы", — говорит Михаил Бизяев. Он пояснил, что в Европе стараются использовать бетон низких марок, доводя его до нужного качества добавками. "А мы потребляем высокомарочные цементы, не думая об экологии, и позволяем работать в сегменте всем кому не лень", — сетует он. "Появляются на рынке вовсе не чудаки, которым деньги девать некуда. А люди, которые не прочь половить рыбку в мутной воде. Причем спрос рождает предложение", — говорит гендиректор компании "Такси–Бетон" Андрей Бибиков.
По словам гендиректора ООО "Лидер Бетон" Сергея Янкина, новички часто демпингуют. "Но возникает естественный вопрос — за счет чего? Ответ очевиден — начинаются фокусы с себестоимостью, а значит — с качеством", — говорит он.
"Половина производителей бетона делает качественный продукт, остальные химичат, экономя на этом до 10%", — подтверждает коммерческий директор "ЛСР. Базовые — СЗ" Сергей Шерстюков.
"Беда в том, что советские ГОСТы на бетон отменены. А новые не разработаны. Объединения строителей пытаются вводить свои стандарты. Но они очень противоречивы и пока вне закона", — говорит Михаил Бизяев. Чем это чревато — догадаться нетрудно. Эксперты с тревогой говорят о том, что при такой ситуации в отрасли здания рано или поздно начнут рушиться и пахнуть аммиаком. Примеры, к сожалению, уже были.

Сам себе производитель

За качество построек отвечают застройщики. Многие из них уже создали собственные лаборатории, чтобы следить за качеством бетона. А игроки покрупнее открывают свои бетонные узлы. Но эксперты "Решения" говорят, что это не выход. "Во–первых, каждый должен заниматься своим делом. Во–вторых, это убыточный бизнес, который увеличит общие издержки застройщика. В–третьих, часто внутрикомпаний из–за этого возникают конфликты — между теми, кто производит, и теми, кто потребляет продукт. И наконец, ориентация не на рынок, а на внутреннее производство тоже может снизить качество бетона. Получится так: за что боролись, на то и напоролись", — заключили в "Решении".
В 2006 году пять крупнейших производителей бетона контролировали 70% регионального рынка. Сейчас у них меньше 40%. Цены на бетон упали до уровня 2006 года, хотя цемент и песок подорожали с тех пор в 3 раза. Никто в городе не отвечает за базу стройиндустрии, не планирует ее развитие, не контролирует ситуацию. 250 тыс. человек заняты в этом бизнесе в нашем регионе, и все делают бетон как бог на душу положит. Любой желающий с лишним 1 млн евро может войти в этот бизнес. Но что он произведет? Паралич системы строительных регламентов только усугубляет ситуацию.
Михаил Бизяев
замдиректора компании "Проммонолит"
Я бы не сказал, что на рынке кризис перепроизводства. Количество производственных узлов соответствует потенциальной емкости рынка. Но его реальная, платежеспособная, емкость ниже потенциальной раза в четыре. Могут выживать только те, кто имеет возможность кредитовать своих клиентов. Другой вариант — демпинг. Что и делают некоторые крупные производства. А у мелких игроков остается два выхода. Первый — снижать цены за счет качества бетона. Второй — сидеть без заказов и ждать лучших времен или закрывать производства.
Ян Даровский
гендиректор ООО "МастерСтрой"