"Деловой Петербург". Реклама на обочине

Автор фото: Тихонов Михаил
Рабочие монтируют рекламу на билбордах на улице.

Петербургские депутаты предлагают запретить наружную рекламу на аварийно опасных участках дорог, такие правила действуют во многих европейских городах. Если закон примут, агентства лишатся самых прибыльных мест.

Петербургский депутат Марина Шишкина (фракция "Справедливая Россия") внесла на рассмотрение ЗС поправки в ФЗ "О рекламе" и КоАП. Она предлагает запретить размещение рекламных конструкций на аварийно опасных участках дорог и улиц, ж .–д. переездах, развязках, мостах, туннелях и под путепроводами. Под запрет также попадают рекламные щиты на разделительных полосах, над проезжей частью и по обочинам дорог. Свободной от рекламы, согласно проекту, должна быть территория на расстоянии 50 м от проезжей части в городах и поселках и 350 м — вне населенных пунктов.

Необязательный ГОСТ

Такие нормы уже закреплены в ГОСТе "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений" от 2003 года, но этот документ не является обязательным к исполнению. Поэтому депутат предлагает включить его положения в закон о рекламе.
Запрет на наружную рекламу рядом с потенциально аварийными участками давно соблюдается в многих европейских городах, с прошлого года — еще и в Москве, отмечает Марина Шишкина. "Законопроект должен стать началом диалога о цивилизации рекламного рынка", — подчеркивает депутат. Штраф за нарушение этих норм предлагается установить в размере 2 – 2,5 тыс. рублей для физических лиц, 10–100 тыс. рублей для должностных лиц и 100–200 тыс. рублей — для юридических лиц.
"Когда делали этот ГОСТ, мнение профессионального сообщества совершенно не учитывалось, в итоге до 90% всех рекламоносителей этому ГОСТу не соответствуют", — говорит директор по продажам и маркетингу ЗАО "Волгобалт Медиа" Дмитрий Ганибалов. Именно поэтому запрет игнорируется. "На данный момент ни одна компания не только в Петербурге, но и в стране не подписала соглашение о соблюдении этого ГОСТа", — отмечает руководитель петербургского офиса "ЭСПАР–аналитик" Вера Дементьева.
Развязки, мосты, путепроводы — это места с максимальным трафиком, и если законопроект будет принят Госдумой, то операторы лишатся самых ликвидных рекламных конструкций, недоволен Дмитрий Ганибалов. Недоумение участников рынка вызвало то, что в разработанной комитетом по печати и взаимодействию со СМИ новой схеме размещения рекламных конструкций (обнародована в феврале) есть места вблизи транспортных развязок.

Мест все меньше

Однако схема размещения еще официально не утверждена. Проект был отправлен на доработку из–за несоответствия ГОСТу, сообщила депутату Шишкиной глава юридического комитета Смольного Анна Митянина (письмо есть в распоряжении dp.ru). Это означает, что в новой редакции число мест для размещения рекламы в Петербурге может быть радикально сокращено. Последняя версия cхемы предусматривала, что количество рекламоносителей будет уменьшено с 14,5 тыс. до 10,3 тыс. конструкций. По данным "ЭСПАР–Аналитик", затраты на наружную рекламу (без учета небольших форматов и рекламы на транспорте) в 2013 году в Петербурге почти достигли 5 млрд рублей.