"Деловой Петербург". Spar растет в метрах и деньгах

"Интерторг" идет в новый для себя сегмент больших магазинов. Компания откроет в Петербурге шесть магазинов расширенного ассортимента Eurospar, после чего возьмется за полноценные гипермаркеты.

В прошлую пятницу ТД "Интерторг" (собственные сети "Народная семья", "Идея" и лицензиат голландской сети Spar на Северо–Западе) открыл на пр. Испытателей, 29, первый магазин под брендом Eurospar, рассказал dp.ru управляющий "Интерторга" Олег Рыбаков. Объем инвестиций в запуск магазина, по данным компании, составил 80 млн рублей (без учета товарных запасов).
В России уже работают супермаркеты Eurospar в Нижнем Новгороде, Москве, Йошкар–Оле и в Саранске, их открывали другие лицензиаты голландского Spar.

Почти гипермаркет

Под супермаркет "Интерторг" арендовал 4 тыс. м2, торговая площадь составляет 2,5 тыс. м2. Ассортимент насчитывает 15 тыс. позиций. Для сравнения: торговая площадь супермаркетов под брендом Spar варьируется от 450 до 1,6 тыс. м2, ассортимент — до 10 тыс. позиций. Помимо большей площади с форматом гипермаркета новый магазин сближает более широкий ассортимент (в том числе мясо, рыба, овощи, фрукты) и дополнительные сервисы — собственное производство, пекарня, кондитерская.
С 2011 года "Интерторг" открывал магазины под голландскими брендами Spar и Spar Express, торговая площадь каждого из них не превышала 1,6 тыс. м2.
Сейчас сеть насчитывает 25 объектов. В 2014 году ТД "Интерторг" планирует развивать новый для себя формат гипермаркет и открыть два таких объекта под брендом Spar: первый начнет работу в мае.
Что касается супермаркетов Eurospar, то еще один из них появится 28 февраля на пр. Ударников. Его общая площадь составит 5 тыс. м2. В планах компании открытие в 2014 году не менее четырех супермаркетов под этим брендом.

Рост или эффективность

По словам гендиректора ИА INFOLine Ивана Федякова, с учетом снижения потребительской активности и сильной конкуренции в Петербурге компании не стоит рисковать, открывая более двух гипермаркетов. "Сегодня ретейлеры выбирают одну из двух стратегий развития: активно растут, жертвуя маржинальностью, либо, наоборот, сосредотачиваются на операционной эффективности, притормаживая развитие", — говорит Иван Федяков, подчеркивая, что большая часть игроков выбирает вторую стратегию.
В частности, этим объясняется внезапное увлечение кассами самообслуживания, которые появились в Петербурге в конце прошлого года — сначала в сети по продаже косметики и бытовой химии "Улыбка радуги", а затем в супермаркетах "Лэнд". Оборудование полностью оправдало ожидания и через кассы самообслуживания сейчас проходит 20 – 30% покупателей, сообщили в "Лэнде". "Интерторг" не остался в стороне от моды на снижение операционных издержек, совместив обе стратегии, о которых говорит Иван Федяков, — кроме традиционных касс оборудует аппаратами самообслуживания все новые магазины. Компания стала первым из российских франчайзи Spar, который открыл магазин с такими устройствами, сообщил в феврале на одной из отраслевых конференций по ретейлу управляющий директор Spar International Гордон Кэмпбелл.

Эффект налицо

Иван Федяков предполагает, что за экспансией "Интерторга" стоят намерения привлечь крупного инвестора либо выйти на IPO. Хотя впервые опубликованные "Интерторгом" финансовые показатели говорят о том, что у компании и так неплохо обстоят дела. Так, по итогам 2013 года ретейлер, под управлением которого 365 магазинов, смог увеличить выручку на 32,3%, до 43,6 млрд рублей. Сопоставимые продажи (LFL) составили 9,2%, притом что средний показатель на рынке — 6%. Для сравнения, LFL "Магнита" в 2013 году составил 3,8%, Х5 — 0,7%. В этом году "Интерторг" намерен увеличить выручку на 33 – 35%, в том числе за счет открытия новых магазинов.
Spar — заметный игрок на рынке Петербурга, и с ростом количества магазинов его позиции укрепляются. Даже новый, на первый взгляд, бренд Eurospar на слуху у тех, кто регулярно бывает за границей. Рынок Петербурга необычайно насыщен, здесь наиболее высокая плотность торговли по сравнению с другими городами России, а в Приморском районе уже работают "Призма", "О'Кей", "Лэнд", Metro, "Лента", "К–руока". Но что интересно: ресурсы спроса еще не исчерпаны. Открытие каждого нового магазина не ведет к ощутимым потерям в выручке — максимум по несколько процентов у каждого. Например, наш супермаркет расположен в непосредственной близости от Eurospar, но оттока покупателей или снижения выручки мы не чувствуем.
Илья Штром
генеральный директор сети "Лэнд"