"Деловой Петербург". Сладкая жизнь кончается

Автор фото: Яндолин Роман
Baccarat (Баккарат), Шоколадный Бутик.

Пекари и кондитерские фабрики готовятся поднимать цену на свою продукцию на 10 – 15% из–за резко подорожавшего сырья. В России ситуация еще осложняется ослаблением рубля, ведь закупки происходят в валюте.

Вслед за слабеющим рублем у кондитеров появились новые поводы для беспокойства — проблемы с ключевым сырьем: какао–бобами, орехами и кофе. "Орехи подорожали драматически, существенно больше, чем валюта, — на 20, а то и 30%", — говорит Аркадий Пекаревский, владелец фабрики "Ацтек" (производство марципана и шоколада).
"Для нас наиболее значим рост цен на французскую и русскую муку, импортное пластовое сливочное масло, а также свежие фрукты — рост цен на них составляет до 25%", — говорит Анатолий Бредихин, директор по развитию сети пекарен "Волконский". Как рассказали в "Мон’дэлис Русь" (производит шоколад Alpen Gold, Milka, "Воздушный"), на мировых рынках дорожает прежде всего какао–масло, а в России ситуация еще осложняется ослаблением рубля, ведь закупки происходят в валюте, а в результате себестоимость производства шоколада в России растет.
Стоимость какао–бобов за полгода выросла более чем на 20%, приводит данные Ассоциация предприятий кондитерской промышленности (АСКОНД), молоко и молочные продукты подорожали на 29%, орехи — на 26%.

Путем переговоров

Причины удорожания сырья — не только неурожай какао–бобов (засуха в Кот–д'Ивуаре и Гане), но и слишком высокий спрос на какао–масло при недостаточной востребованности какао–порошка. По оценке Всемирной организации какао (ICCO), с октября 2013 года по октябрь 2014 года дефицит какао–продуктов в мире составит 70 тыс. т, нехватка какао–сырья продержится до 2018 года. Скажутся и фискальные пошлины на импорт какао–продуктов в размере 3–5%, их наличие делает шоколадную продукцию, произведенную в России, менее конкурентоспособной по сравнению с импортными аналогами, отмечают в АСКОНД.
"Чтобы избежать резких изменений закупочных цен, мы стремимся заключать долгосрочные контракты с поставщиками", — говорит Анатолий Бредихин. Кондитерское объединение "Любимый край" также заключает с поставщиками долгосрочные договоры.
"Кроме того, мы выбираем поставщика по конкурсу, всегда можно найти на рынке альтернативу", — говорит Татьяна Барановская, финансовый директор ЗАО "КО "Любимый край". По ее словам, изменение рецептуры в такой ситуации не помогает, так как потребители чувствительны ко вкусу печенья.

Недоступный шоколад

Однако при дальнейшем росте цен на сырье рынок ждет удорожание сладостей. Стоимость какао составляет в среднем около 10% в средней цене шоколада, оценивает Всемирная организация какао. Подорожавшие орехи добавят 10–15% к стоимости марципана. "Дефицита кондитерской продукции на рынке не будет, но из–за повышения себестоимости отечественная продукция, к сожалению, может быть замещена импортными аналогами", — отмечают в "Мон’дэлис Русь".
Петербургские производители делают ставку на любовь потребителей к сладостям. "Мы надеемся, что потребление кондитерских изделий не сократится, ведь покупатели редко отказываются побаловать себя вкусным печеньем, пирожными и эклерами, даже если курс евро растет", — говорит Анатолий Бредихин. "Овсяное печенье — не роскошь, поэтому даже в кризис его потребление практически не сократилось", — вспоминает Татьяна Барановская.
"Сырье дорожает на 20–60%, но поднять розничные цены, сохранив лояльность гостей, очень сложно", — говорит директор группы компаний "Балтийский хлеб" Раиса Гунич. По пути ухудшения рецепта и снижения веса идут недобросовестные компании, остальным придется все–таки повышать цены, уверена она.
По данным Росстат а, кондитерские фабрики Северо–Запада за последний год только наращивали объемы производства. Так, в СЗФО в прошлом году было произведено 323,4 тыс. т кондитерских изделий, это на 8,6% больше, чем в 2012 году, а также 119,5 тыс. т шоколада (на 11,9% больше объема 2012 года).