"Деловой Петербург". Уволить за свой счет

Автор фото: Global Look Press

В этом году эксперты прогнозируют резкий рост безработицы. Во многих странах с растущей безработицей рынок аутплейсмента всегда демонстрирует рост, как и падение, когда ситуация на рынке труда улучшается. Россия же вновь идет своим путем.

В конце прошлого года министр экономического развития Алексей Улюкаев призвал россиян готовиться к росту безработицы. Согласно официальным прогнозам, ее уровень может достичь 6%. То есть при численности экономически активного населения 75,1 млн человек армия безработных будет насчитывать 4,5 млн человек против нынешних 4 млн (если считать по критериям Международной организации труда). При этом сейчас официально зарегистрированы в службах занятости 917 тыс. россиян.
Впрочем, по оценкам независимых экспертов, объем реальной безработицы как минимум в несколько раз выше официальных прогнозов. Не утешительны и последние данные соцопросов. Почти 18% компаний, принявших участие в февральском исследовании SuperJob.ru, запланировали сокращение сотрудников, 1% работодателей пока находится в размышлениях, а в трех компаниях из каждой сотни увольнения будут массовыми и скорыми.

Выигрыш на двоих

В западной практике управления в ситуации, когда приходится расставаться с работниками, работодатели используют аутплейсмент. "Аутплейсмент необходим, чтобы работодатель не нес репутационных и финансовых потерь, — поясняет суть услуги руководитель по операционной деятельности в Северо–Западном регионе Coleman Services Галина Андреева. — Увольнение сотрудника может принести массу проблем. Недовольные и обиженные сотрудники могут унести с собой ценную информацию, распространять негативные отзывы о работодателе. Даже законная процедура может повлечь за собой проверки контролирующих органов, которые не только отнимут время, но и создадут напряженную обстановку в компании. Кроме того, необходимо учитывать, что увольнение сотрудников влияет на лояльность оставшегося персонала и снижение производительности труда".
"Когда сотрудника просто увольняют или сокращают, даже выплатив компенсацию, у человека все–таки остается неприятный осадок — его отправили в открытое море на небольшой лодочке, которая вскоре прохудится, — объясняет Юрий Ефросинин, исполнительный директор KellyOCG. — В случае когда уволенного обучают поиску новой работы и помогают ее найти, а именно это делают консультанты по карьере при проведении аутплейсмента, работодатель покупает для своего сотрудника обучение строительству лодок и выживанию в открытом море, если продолжать метафору. Искать работу — это тоже работа, которую нужно уметь делать. Выигрывают в результате оба".
Чаще аутплейсментом пользуются работодатели в развитых странах Западной Европы и США, замечает Галина Андреева. Так, объем рынка аутплейсмента в США в 2013 г. составил около $900 млн. В Бельгии аутплейсмент активно поддерживается на государственном уровне.
"В некоторых странах законодательство даже обязывает работодателя купить увольняемому сотруднику программу аутплейсмента. Это такой же обязательный элемент взаимоотношений работника и работодателя, как, например, корпоративное медицинское страхование", — уточняет Инесса Цыпкина, руководитель департамента консалтинга кадровой корпорации ManpowerGroup.

Странный зверь

В России аутплейсмент — зверь пока экзотический, замечает Алексей Зеленцов, региональный директор по Северо–Западу кадрового холдинга "АНКОР".
"Востребованность этой услуги со стороны российских работодателей в сравнении с иностранными компаниями можно оценить примерно как 100 к 5", — уточняет Инесса Цыпкина. Объясняется эта редкость, по словам Алексея Зеленцова, просто: консультации специалистов стоят денег, а российский работодатель не то что дополнительные расходы, но и обязательные, положенные по закону, не всегда спешит нести.
Стоит признать, замечает Борис Рохин, глава петербургского офиса Ward Howell, что аутплейсмент стандартен даже не для всех международных компаний, а только для тех, кто всерьез заботится о своей репутации работодателя. "Прочие при увольнении, связанном с сокращением бизнеса, ограничиваются выплатой пяти–шести окладов. Российские же компании, как правило, пренебрегают и первым, и вторым", — говорит он.
На российском рынке услугу предлагают, как правило, кадровые агентства. Ее стоимость для среднего менеджмента может составить 10–15% от годового заработка сотрудника, и 20–30% — для топ–менеджеров, замечает Галина Андреева. "Естественно, при массовом высвобождении линейного персонала стоимость снижается: от 2 тыс. до 10 тыс. рублей за одного сотрудника", — говорит она.
"Час работы консультанта с менеджером среднего звена может стоить 1,5–5 тыс. рублей, а вся программа может состоять из одной консультации длиной 2–3 часа до еженедельного консультирования в течение нескольких месяцев поиска работы", — добавляет Юрий Ефросинин. По словам руководителя отдела управления персоналом ГК "Нексиа Пачоли" Юлии Кошелевой,причина непопулярности услуги среди работодателей не только в деньгах."В нашей компании, к счастью, не возникало ситуаций, при которых требовался бы аутплейсмент, — спешит уверить она. — Но если говорить об этом инструменте вообще, то, на мой взгляд, аутплейсмент не всегда эффективен".
По словам Юлии Кошелевой, рабочие и специалисты среднего звена без особого труда могут найти работу, учитывая нынешний дефицит кадров, поэтому лучше выплатить им денежную компенсацию — примерно ту же сумму, в которую обойдется аутплейсмент. "Такая программа больше подходит топ–менеджерам, — полагает она. — Эти люди действительно владеют большим количеством конфиденциальной информации, их отзывы могут оказывать влияние на репутацию компании, а их увольнение или сокращение влечет за собой большие финансовые затраты".
Инесса Цыпкина объясняет отсутствие спроса на аутплейсмент еще и российским менталитетом. С одной стороны, расходиться с миром, с другой — не ценить человека как личность, когда речь заходит о коллективных или корпоративных интересах.

Свой путь

Обычно колебания на рынке труда приводят к росту или падению рынка аутплейсмента: растет безработица — растет спрос на консультации для увольняемых, ситуация на рынке труда улучшается — услуги аутплейсмента менее востребованы. В России эта закономерность подтверждения не находит.
"Грядущая безработица не коснется высших управленцев, так как они всегда в дефиците, — говорит Борис Рохин. — В аутплейсменте просто нет необходимости, так как по–настоящему квалифицированные менеджеры (а именно таким покупают эту услугу бывшие работодатели) находят работу без проблем в любые времена".
"В ближайшие годы это так и будет разовый продукт. Может быть, с ростом профсоюзного движения и увеличения понимания социальной ответственности это будет меняться, но не очень быстро", — говорит Алексей Зеленцов.
По мнению Галины Андреевой, возможно, на ситуацию повлияет государство. "Власти пытаются вселить в умы работодателей мысль, что они сами должны помогать своим уволенным: находить новую работу, способствовать переезду на новое место и т. п. В 2014 г. на эти цели даже выделили 200 млрд рублей, — уточняет эксперт. — Но эта сумма скорее показывает намерение помочь, чем саму помощь".