"Деловой Петербург". Стартапы по–чилийски

Автор фото: Анна Ситникова

Государственная программа Start–Up Chile — Силиконовая долина в Латинской Америке — собирает молодых предпринимателей со всего мира, чтобы те, создавая проекты для чилийских и международных рынков, развивали бизнес–климат страны. "ДП" нашел среди участников петербуржцев и попросил их рассказать свои истории.

Start–Up Chile — программа поддержки инноваций, запущенная в 2010 году Агентством по экономическому развитию Чили (Corfo). Цель чилийских властей амбициозна — превратить страну в стартап–центр Южной Америки. Для этого планируется запустить 1000 инновационных проектов (с расчетом, что большинство будут зарубежными) в течение 5 лет. Каждый проект получает до $40 тыс. в форме субсидии, покрывающей 90% подтвержденных расходов участников.
Несмотря на неполное покрытие расходов, выплаты от Corfo не включают обременений, характерных для большинства других инвестпроектов: не нужно отдавать долю в бизнесе, нет сроков по выводу стартапа в прибыль, а если проект не выстрелит, к участнику не будет никаких претензий.
Главная обязанность участников Start–Up Chile — провести в Чили не менее 40 часов лекций, тренингов и семинаров по предпринимательству.
Игра не для взрослых
Тимофей Малыгин, закончив Политех в 2006 году, несколько лет занимался java–разработкой и созданием мобильных приложений. В начале октября 2012 года Малыгину довелось побывать на конференции SupBoat в технопарке "Ингрия", где он узнал о программе Start–Up Chile.
Впечатленный услышанным, Тимофей подал заявку в Corfo, а положительный ответ с приглашением ехать в Южную Америку получил уже в ноябре.
Стартап–идеей стала игра SputnikBot, призванная обучать детей основам программирования на мобильных устройствах. В ее основе простой и понятный ребенку сюжет: профессор создал космический аппарат и поселил в него робота, который должен следить за тем, чтобы аппарат работал. Этим роботом управляет ребенок, вводя команды на необычном языке программирования ДРАКОН.
"Данный язык был разработан в СССР в рамках космической программы "Буран". Он "визуальный" — команды вводятся при помощи интуитивно понятных блоков, что облегчает детям его освоение", — рассказывает Тимофей. Согласие на использование ДРАКОНа в игре Тимофей получил от Владимира Паронджанова, создателя языка.
В январе 2013 года Тимофей поехал в Чили, а вместе с ним — знакомый по прошлым проектам программист Константин Портнов.
Освоившись в новой стране, Тимофей и Константин очень быстро сделали прототип игры: им помогали нанятые фрилансеры, труд которых можно было оплачивать за счет Corfo. Весной Тимофей поучаствовал в проекте Startup On Wheels вместе с Анной Ситниковой: время их нахождения в Чили частично совпало, и они успели познакомиться.
Было решено, что монетизация игры пойдет по схеме freemium: базовый уровень станет бесплатным, а дополнительные уровни нужно будет покупать. Целевой аудиторией SputnikBot стал рынок США и рынки других англоязычных стран. Продемонстрировать свой товар Америке Тимофей решил в рамках мероприятия MassChallenge, проходившего в июле–октябре 2013 года в Бостоне. Фонд Corfo согласился оплатить билеты, и Тимофей на 2 недели отправился в США. Общаясь с американскими школами и колледжами, Тимофей понял, что рынку интересна его программа, но ее нужно доработать с учетом советов менторов, с которыми он познакомился в Бостоне.
В августе 2013 года Тимофей снова поехал в Бостон — уже как участник конференции Russian Innovation Week. Поехать помог спонсор мероприятия — фонд Russian Venture Capital.
Сейчас, по словам Тимофея, игра SputnikBot "готова на 95%". Доработать ее несложно своими силами, но для раскрутки продукта на целевых рынках нужны деньги. Их предприниматель рассчитывает найти, заинтересовав чилийские, американские либо российские фонды (отечественный рынок Тимофей также видит интересным).
Эксперимент по поиску талантов
Учась в Политехе, Анна Ситникова находила применение своим талантам в самых разных бизнесах. Один из них — проект Cloudmach (разработка платформы для создания 3D–веб–приложений), резидент "Сколково" с 2009 года. Работая со Сколково, Анна к познакомилась со Start–Up Chile. Узнав, что конкурсный отбор туда прошел ее знакомый, она тоже решила поучаствовать и направила заявку вместе с бизнес–партнером, шведом Патриком Вавика Ханссоном. Стартап–идеей стал рекрутинговый (с акцентом на поиск талантов среди студентов чилийских вузов) сайт с элементами соревнования, названный You2b. "Через case–study, "хакатоны" (марафоны программирования) и решения инженерных задач студенты показывали бы свои таланты работодателям, а те находили бы ценные кадры", — поясняет Анна.
В сентябре 2012 года организаторы Start–Up Chile уведомили Анну и Патрика о том, что конкурс пройден. Приехав в Сантьяго, друзья выяснили, что попали на летние каникулы, а значит, агитировать к участию в проекте You2b в это время попросту некого.
Решив провести "каникулы" с пользой, Анна и Патрик отправились в Аргентину на одну из сессий Startup Weekend (крупнейшее международное стартап–движение, штаб–квартира в Сиэтле). Билеты и проживание были оплачены по программе Start–Up Chile, а прямо во время полета русско–шведский дуэт придумал новую стартап–идею.
Россиянка и швед решили создать портал, где видеорезюме кандидатов на вакансии исследовались бы при помощи специальных программ анализа речи и пульса говорящего. "В последнем случае речь идет о новейших технологиях от MIT, а программ для анализа речи уже много", — говорит Анна. Идея была признана лучшей среди проектов Startup Weekend в Аргентине (а по итогам 2012 года заняла 6–е место в мировом рейтинге Global Startup Battle). Анна и Патрик вместе с командой аргентинских программистов оформили заявку на финансирование проекта в несколько фондов Аргентины и до сих пор ждут решения инвесторов.
В январе друзья (также при спонсорстве Corfo) съездили в Кремниевую долину, где, по словам Анны, им "удалось хорошо засветиться перед рекрутерами крупных компаний". Вернувшись в Чили к началу учебного года в феврале, друзья стали ездить по университетам страны в поисках студентов–талантов и их работодателей: так возникло ответвление You2b, проект Startup On Wheels. Разработав программу тренингов и арендовав с одобрения Corfo (а также на деньги найденных спонсоров, среди которых была Microsoft) небольшой автобус и пригласив 18 бизнесменов — участников Start–Up Chile из 15 различных стран, Анна и Патрик стали проводить выездные тренинги и семинары. Это вызвало шквальный интерес: слушателями стали 2500 студентов и почти 500 предпринимателей по всей стране.
Американо–петербургский проект
Павел Тимофеев, окончив в 2006 году Морской технический университет и проработав год в небольших IT–фирмах, решил попытать удачи за рубежом. Он уехал в Куала–Лумпур, где в течение 3 лет делал проекты на разных языках программирования. Вернувшись в Петербург, Павел продолжил IT–карьеру, а в середине 2011 года узнал о Start–Up Chile: про необычную программу стали писать крупные стартапские порталы в Интернете.
Тимофеев со времен работы в Малайзии дружил с Эндрю Джозуайтом из США и канадцем Эваном Шумейкером. Им–то он и предложил сделать совместную заявку на участие в чилийском проекте. Друзья придумали проект, названный Student Loan Hero.
"Идею подсказал Энди, вспомнивший, что до сих пор остается должен банкам более $100 тыс. за обучение в колледже, — рассказывает Павел. — Долги некоторых американских студентов за обучение достигают $300 тыс., так как бесплатного высшего образования в США нет. Общее количество бывших студентов с долгами составляет более 30 млн, так что рынок огромен".
По задумке, онлайн–портал должен был в автоматическом режиме скачивать информацию обо всехзаймах пользователя из разных банков. Анализируя эти данные вкупе с дополнительными вопросами, портал выдавал бы пользователю консультациипо реструктуризации кредитов и советы, как погасить кредиты максимально быстро, потратив наименьшее количество средств. Кредиторы, в свою очередь, платили бы Student Loan Hero за консультации и дополнительные услуги.
Павел написал движок сайта для общения с клиентами и заемщиками, которых Эван и Эндрю Джозуайт полетели искать в США — по правилам программы это тоже допускалось. "Как оказалось, участники Start–Up Chile необязательно должны всегда быть в стране", — поясняет Тимофеев.
Сумма по программе Start–Up Chile была потрачена на покупку авиабилетов, консультации юристов и аренду дома. Участники начисляли себе по особой форме "зарплату" — таковая полагалась Павлу за написание сайта, Эвану и Эндрю — за работу с клиентами и продвижение услуг. Друзья успели отработать ее как следует: к моменту окончания программы проект Student Loan Hero был успешно запущен, общее количество займов в системе превысило $10 млн, и компания начала зарабатывать первые деньги. Эван и Эндрю уехали в США, где тут же "прописали" компанию, а россиянин остался в Сантьяго, помогая коллегам удаленно.
Павел и его товарищи надеялись привлечь дополнительные деньги от частных фондов Чили, но безуспешно. "Чилийцы оказались крайне консервативны и не захотели инвестировать в американскую компанию и рынок, которые они не понимали", — говорит Тимофеев. Но дополнительные инвестиции все же удалось найти: помог нью–йоркский фонд, инвестирующий в проекты.